Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полётах с Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым


Полёт на Северном флоте в 1978 году, тавкр "Киев", Гремиха

В предыдущем полете с ГК ВМФ адмиралом Горшковым С.Г. он сказал мне, точнее поставил задачу, что мы слетаем в ВМБ Гремиха.
Точная дата не была установлена. Прошло столько много времени и событий, что я забыл когда это точно было. Но старожилы Гремихи должны помнить.
Это событие не может быть забыто т.к оно было особенным.

Я вспоминаю, что командиром тавкр "Киев" тогда был очень известный капитан 1 ранга Пыков Владимир Николаевич - "БОРОДА".
Адмирал Горшков С.Г. питал к своим авианосцам особые чувства. А "Киев" выделял среди них, быть может, последнюю свою флотскую любовь.
Поэтому подбираемые на должность командира такр "КИЕВ" кандидаты не только заочно перебирались им в порядке ознакомления, но и проходили обязательный контроль в личной беседе перед подписанием приказа о назначении.
Можно предположить, что из отобранных флотом кандидатур Пыковская произвела на Горшкова наиболее сильное впечатление.
Фото из интернета.

В августе 1978 года на флот прибыл Главком Горшков С.Г. В это время ТАКР "КИЕВ" участвовал в учениях Северного флота и находился в открытом море в составе КПУГ. На борту флагмана находился и Главком.
В конце августа (по памяти) оперативный авиации позвонил мне и поставил задачу "Вылететь в ВМБ Гремиху двумя бортами "салонами".
По прибытии на рейд Гремихи тавкр "КИЕВ" произвести посадку на него, забрать большую делегацию во главе с Горшковым и доставить в ВМБ.
Далее действовать по указанию ОД Гремихи".

На следующий день, подготовив две машины №№ 25 и 26, проанализировав прогноз погоды, мы вылетели. В Гремиху, напрямую по маршруту.
Погода соответствовала полету. Но меня смущал ветер в районе Святого Носа - разделе Баренцева и Белого морей. Ветер крепчал и крепчал.
И по прогнозу - будет усиливаться. Вот это меня и настораживало.
Прилетели парой вертолетов, сели на площадки. Нас там уже ждали все, кому положено быть. Присутствовал и заправщик ТЗ (молодцы моряки, всегда в готовности).
Меня проинформировали, что "Киев" в пределах локационной видимости. Примерно через час он будет на внешнем рейде ВМБ.
А ветер усиливался и усиливался. Подходил к пределу нашего вертолетного допуска - 20м /сек встречный.
По прибытию ТАКРа ветер зашкаливал за 25 м/сек. Ни о каком запуске двигателей не может быть и речи. Если бы ветер был таким постоянным, можно было рискнуть - раскрутить винты. Но ветер, какими-то зарядами, бросал нам задачу: "что делать?".
Рисковать при запуске раскрутить винт и ударить лопастями по балке нам не представлялось.

Прибыли синоптики с прибором определения ветра. Но увы, ветру было все равно, кто его измеряет. А "Киев" в это время выписывал свои, только ему понятные маневры. И так длилось как минимум пару часов, а может и больше. Все были в непонятки, что делать. Здесь запуск не оправдывался. Личный состав Базы, как говорится, "на ушах". Выхода никакого. Решение принял сам Главком.
Он передал телеграмму "Посетить не могу. Ухожу в главную базу". Такр " КИЕВ" развернулся и взял курс на Североморск.
Надежда умирает последней. Еще с час все ожидающие находились со мной. Примерно через час ветер начал стихать и достигать до наших пределов, когда можно было запускать двигатели.
Запустили. Винты на пределе вышли на режим. Какой-то присутствующий адмирал вышел на связь с "Киевом" и доложил, что вертолеты могут взлететь. Через некоторое время последовала команда с "Фарватера":
"Экипажи вертолетов пусть действуют по своему плану".
Мы взлетели и пошли курсом на догоне "Киева" (на всякий случай). Вскоре мы его догнали. Я запросил "Фарватер" о наших действиях.
Последовала команда "одному вертолету произвести посадку на меня".
Я второй экипаж отправил домой, а сам сел на "Киев" на ходу. Этот шустрый "БОРОДА" шел, видимо, со всеми максимальными узлами.
Одно удовольствие от такой посадки. Выключили двигатели и ждали команды о наших действиях.


На траверзе Кильдина к вертолету подошли Главком и сопровождающие его люди. Главком спросил меня:
"Можете пролететь, показать Ваши флотские гарнизоны?".
"Конечно, да."
Мы с ним уже были в некоторых, но с воздуха посмотреть, совсем другая картина.
Взлет. Над первым гарнизоном мы прошли над Гранитным, оставив по правому борту озеро Могильное на Восточном Кильдине, аэродром Кильдин и Западный Кильдин. Он (ГК ВМФ) сидел на месте борттехника. Отсюда все хорошо видно. Ведь всё на курсе.

Следующая была Кислогубская ПЭС. Красавица по своему.
Фото из интернета.

Через Сайда-губу мы пролетели над красивым гарнизоном подводников. Красиво разлегся между скал город Гаджиево.
Чтобы хорошо его рассмотреть я держал высоту 100 метров.
Фото из интернета.

Далее на курсе у нас лежал город воинской Славы - Полярный, бывший город Александровск, названный так в честь Императора Всероссийского Александра Третьего - миротворца.
Александровск в начале ХХ века. Фото из интернета.

А так выглядит современный Полярный. Фото из интернета.

А через несколько минут мы будем в современной столице Краснознаменного Северного флота - морском оплоте СССР и России.
И вот посадка в городе Моряков - Североморске.
На этом заканчивается мой (наш) полет с Главнокомандующим ВМФ СССР.

С этого полета я больше с Главкомом на Гремиху или за ним туда не летал.
Но до 1980 года включительно пришлось с адмиралом Горшковым С.Г еще летать.
Но это отдельные воспоминания.

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)


Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке