Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б
К-460  
ГРЕМИХА

Гремиха авиационная

Рассказы летчика Баранова Виктора Михайловича о полётах с Главнокомандующим ВМФ Адмиралом Флота Советского Союза С.Г. Горшковым


Полёт на Северном флоте в 1973 году

Один из следующих моих полетов с ГК ВМФ был 22 августа 1973 года.
К этому времени мы (три экипажа нашего полка) переучились в 33 ЦБП и ПЛС в Николаеве теоретически и отлетали программу на вертолете Ми-8 в 555 учебном полку в Очакове. Получили два вертолета в Казани и перегнали их с Очакова к нам на Север.
Маршрут был большой через всю страну с Юга на Север - Очаков - Остров - Бесовец (Петрозаводск) - Североморск-2 (домой ).
Отработали всю программу в спасательном варианте и уже через месяц заступили на боевое дежурство в ДС.
У вертолета Ми-8 намного больше возможностей в выполнении задач, свойственных ему. Поэтому заданий на каждые сутки планировалось по несколько на каждый экипаж.
С завода в Казани получили ещё две машины и перегнали к нам на аэродром. Таким образом у нас стало 4 вертолета: №№ 20, 21, 22, 23.

Вечером 21 августа мне позвонил ОД авиации и передал задание на следующий день: "Подготовьте вертолет с полным запасом топлива на длительный полет по маршруту: Североморск-2, Африканда, Соловецкие острова, Летняя Золотица, Лахта. Задание получите от ГК ВМФ на месте.
Предварительно - слетаете на Нёноксу, космодром Плесецк, может быть и в Северодвинск".
Как-то просто, по-будничному. Такое впечатление от такого задания - будто мы каждый день летаем туда.
Таким образом пришлось изрядно "полазить" по карте, проложить маршрут, почитать Перечни , Регламенты, План связи. В секретке получить ДОПУСК.
Ведь Нёнокса, Плесецк и Мирный - закрытые объекты.
В общем в подготовке к полету ничего нового. Как всегда и у всех.
Конечно мы чувствовали ответственность за все этапы полетного задания. С Главкомом я не летал с 1971 года.
У нас в полку к этому полету пока не было вертолетов Ми-8пс (салон). Полет ГК будет без особого комфорта. Но Ми-8т намного комфортнее чем Ми-4.

Рано утречком 22 августа, проанализировав погоду по всему маршруту и по Архангельской области, мы взлетели.
Погода была как по заказу. Запросил у Мурмашей эшелон полета до Африканды. Трасса была свободная и нам разрешили высоту по своему усмотрению, но не выше 1500.
Полет по ПВП (правилам визуального полета). Наш ОД авиации узнал у Африканды (Су-5тм ПВО) свободна ли зона их ответственности. Все в порядке. Проход нам был разрешён через аэродром..."

...Некоторое отступление для пояснения и информации.
Почему при не очень теплом климате на Кольской земле - вдруг аэродром и поселок называется - Африканда. Одна из легенд.
Когда строители железной дороги в 1937 году строили станцию, подъездные пути к разработкам перовскитной руды, одного из редких минералов на земле, из которого производят дорогостоящий стратегический титан, погода, как ни когда, стояла жаркая.
О чем бурчали рабочие - "Север, а погода - жара, как в Африке".
Негласное название станции и строящему поселку стало официальным. Хотя есть и две другие версии.
Небо Кольской земли в это время прикрывали самолеты с этого аэродрома - Африканда, с Килп-Явра, Мончегорска, Рогачёва (Новая Земля), Талаги (Архангельск), Амдерма.

Итак, продолжаем полет. После Африканды мы пересекли Кандалакшский залив и вышли на Соловецкие острова. Высота полёта 100 метров. Все видно.
Экипаж просто поражён красотой этих островов. Всё в зелени, обустроено. Поражаемся какими же были труженниками монахи этих монастырей.
А ведь там в свое время был лагерь СЛОН. А сейчас даже есть свой аэродромчик. Вот где очищение души человека.
Конечно, насладившись красотой монастырей Соловецких островом, мы продолжили полет на восток да Архангельска, где я был в 1970 году на Ми-4.

Следующее наиболее значимое на пути нашего полета - это Летняя Золотица. Небольшой поселок с большими историческими данными и даже небольшим грунтовым аэропортом. И все это на берегу Белого моря.
Старинные русские поселения. А ведь до сих пор живут же наши русские поморы там.
После пролёта Летней Золотицы мы летим в Лахту. Это аэродром Морской авиации Северного Флота, гарнизон Кутунино.
Пролетаем Нёноксу (мы прилетим туда с ГК ВМФ).
Пролетели прекрасный город корабелов Северодвинск. Полет туда я расскажу дополнительно в одном из следующих полетах и покажу достопримечательности этого города.
Садимся на военно-морском аэродроме Лахта. Там уже самолет Главкома Ту-134.
Через некоторое время приезжает адмирал флота Советского Союза Горшков С.Г., что-то посещал. Уточнив задание, мы с его свитой взлетаем, предварительно дозаправив топливом вертолет.
Так как мы знали предварительно маршрут полета с ГК ВМФ, штурман (правый летчик) проложил на карте маршрут дальнейшего полета: Ненокса - Плесецк и обратно - Лахта.
Никакой трудности мы не испытали. Просто это наша работа и мы должны как можно точно выйти. Сперва на Нёноксу, а от туда на Плесецк.
В Нёноксе нас встречали. Доложили Главкому. Морские ракетчики доложили, а потом показали Главкому всё , что было положено.
Экипаж тоже был приглашон. Кстати во всех моих полетах со всем руководством флота и выше, мой экипаж ни когда не был обойдён в показе.
Т.е. мы всегда были участниками данного посещения. Конечно мы были восхищены всем показом. Ведь не многим посчастливилось это видеть...

...Выполнив задачу в Нёноксе , мы полетели в Плесецк. Маршрут пролегал через нескончаемую тайгу хвойных и иногда смешанных деревьев.
Из хвойных преобладали ели и сосны. Красота не описуемая. И эта краса все 320 км от Архангельска до города ракетчиков Мирный.
Произвели посадку на аэродроме Плесецк. Там и свои самолеты Ан-26, Ан-30, вертолеты Ми-8. Конечно нас там встречали большое, ну очень большое руководство космодрома.
Доложили Главкому, показали всё что можно. Все были в восхищении, да думаю, не только мы, но и все были поражены виденным. Описывать всё это, - неблагодарная работа. Я покажу кое-что на фото, чтобы быть хоть немного в курсе нашего военного космодрома.
А потом нас свозили в город ракетчиков Мирный.
Чтобы мои читатели не рванули туда посмотреть - город закрыт. Да и делать там посторонним нечего. ЗАТО - Мирный.
Закончив работа на космодроме, нас свозили в город ракетчиков - Мирный. Все, что стояло перед группой офицеров ВМФ с ГК выполнили.
Встреча с руководством города, с командованием. Все это проходило на высочайшем уровне в Горисполкоме.
Естественно встреча была за круглым столом с соответствующим этикетом.Показали весь город. Так как город закрытый, поэтому в городе всё и вся есть. Не буду перечислять. Посмотреть и восхититься многим не удастся.
К концу встречи в горисполкоме я спросил адъютанта, когда концовка и необходимо экипаж доставить на аэродром для подготовки к вылету.
Нас незамедлительно отвезли на аэродром. Примерно через 40 мин Главком с сопровождающими его офицерами приехали на аэродром.
Их провожали руководство города и космодрома. Я на метеостанции уточнил погоду и запросил разрешение на взлет.

Попрощались с гостеприимными космодромщиками и курс на Лахту. Через чуть больше часа и мы заходили на посадку в Лахте. Уже загасил скорость, а тут РП приказал мне уходить на второй круг (зря он это сделал). Оказывается за мной на посадку в 10 км заходил самолет с офицерами Штаба ВМФ и они не успевали сесть впереди Главкома, чтобы встречать. Я конечно ушёл на второй круг. Главком заметил это.
Мало того, РП дал указание садиться в начале ВПП, чтобы самолет успел зарулить. После посадки я естественно долго рулил до самолета Ту-134 (Главкомовский).
После заруливания и выключения двигателей ГК строго спросил меня "почему вы ушли на второй круги и долго рулили?" Естественно, я доложил ему, что на аэродроме командует РП и сам командир не может принимать решение.
Ему доложил встречающий начальник гарнизона (кажется подполковник Франчук), что позволили сесть самолету из Москвы.
В общем разбор был жесткий. Все, и кто опоздал с прилетом, и кто заставил меня уйти на второй круг, получили (всем сестрам по серьгам).
А мне Главком сказал "Командир, видите крыло моего самолета, вот сюда и всегда и садитесь."
"ЕСТЬ". Вскоре я этим воспользовался.
Нам же (экипажу) при всех "За отличное выполнение полетное задание и высокое летное мастерство , объявляю БЛАГОДАРНОСТЬ".
Эти слова я сейчас выписал из моей Служебной карточки, которая после демобилизации отдается на руки. Такова, по крайней мере у меня есть. У меня их - девять.
Главком улетел в Москву. А мы дозаправив вертолет, уехали в гарнизон в гостиницу на отдых. Стартовое время кончилось. Да и домой не успели бы долететь.
Утром 23 августа мы, хорошо отдохнув в гостинице гостеприимных Лахтян (наши же, морские), позавтракали, прошли медконтроль.
Нас отвезли на аэродром. Пока я на метео анализировал погоду по маршруту до Североморска, запросил добро на вылет, борттехник и правый подготовили вертолет к вылету.

Над Кандалакшским заливом и Горлом Белого моря стоял приподнятый туман. Ждать, когда он разойдется не стали.
Проложили маршрут через тундру: Лахта, горло Белого моря, Поной (уже на Кольской земле), Каневка, Краснощелье, Ловозеро, Североморск-2.
Запросил эшелон пролета Архангельска. Дали 1500м до Поноя. Верхняя кромочка тумана была 200 м.
При подходе к Кольской земле на высоте 1500 м хорошо стала прослушиваться Мурманская ШВРС. Наша палочка-выручалочка.
При проходе Каневки снизились до высоты 600 м, чтобы ветерок нам помогал. Да и высота эта позволяет чувствовать, что мы летим, а не ползём.
А вот и родной наш слева Мурманск, спереди на курсе Североморск и наш родненький Малый. Так любовно зовется наш авиагарнизон Сафоново-1.
Правый настроился на наш ДПРС - ЧЗ. Значит курс посадки - 330.

После посадки я доложил командиру полка полковнику Мосолову Г.П. Он как всегда переживал за нас (он вообще) переживал за всех своих сыночков.
Он всех нас так называл. Он фронтовик, вся грудь в боевых орденах. Светлая память ему.
И так, посадку я произвел. До следующего полета!

Военный лётчик 1-го класса, полковник в отставке В.М. Баранов (830 окплвп)


Для возрата на начальную страницу раздела нажмите на эту ссылку:
Возврат на страницу Гремиха авиационная

Для возврата на главную страницу сайта нажмите на номер лодки К-460 в заголовке