[an error occurred while processing this directive] Гремиха
Гремиха

Юрий Чвора. Маяк Медвежий, Гремиха

Воспоминания, Юрий Чвора

МОЯ МАЯЧНАЯ ОДИССЕЯ

О том, как всё началось
Шел 1982 год. Я работал в ГПКиО механиком по аттракционам. И все шло нормально, но.....(как тут обойтись без этого слова?) однажды покупая детям игрушки мы с женой Олей, решили купить заодно фильмоскоп и диафильмы. Скорее это были игрушки для себя, как воспоминание детства.
Среди десятка диафильмов случайно (а может не случайно) оказался диафильм под названием О МОРЯХ И МАЯКАХ.
А вот кстати и ссылочка где можно его увидеть. О морях и маяках
Вечером мы всей семьей смотрели "кино". Смотрели конечно в основном мы с женой, потому что старшему Миколке было всего 3 года, а младшему Валюшке и того меньше - 4месяца.
Диафильм нас сильно "зацепил". Всю ночь мне снились маяки, моря, пираты и пиастры...Утром я твердо решил стать маячником.
Начал с того что на работе начал расспрашивать сотрудников парка нет ли у кого знакомых маячников. Дело ведь было в Северодвинске, город у моря, да и Архангельск рядом. К моей радости наш культорг Лидия сказала что училась с ней девочка, родители которой всю жизнь работают на маяке ШОЙНА. Попросил узнать через нее как стать маячником.
Потянулись долгие дни ожидания ответа. И через неделю мне вручили адрес Архангельской гидрографии.
Я тут же написал письмо и снова потянулись долгие дни в ожидании ответа.

Мы ждём у моря погоды
Пришло время продолжить мой рассказ.
Итак снова потянулись дни томительного ожидания. Через две недели я не выдержал и поехал в Архангельск. Не сразу нашел место базирования Гидрографии. Здесь все пропахло морской романтикой. На причале лежали огромные красные буи, у причала стояло довольно большое судно, у которого сновали матросы. Шла погрузка, осенняя погода напоминало том что навигация завершается и надо спешить завести на маяки все необходимое на долгую зиму.
В отделе кадров меня огорчили известием о том что вакансий нет и в ближайшее время не предвидится. Увидев мое огорченное лицо, инспектор, миловидная женщина, посоветовала мне попробовать обратиться в Мурманскую гидрографию и любезно продиктовала адрес.
Дома меня встретила Оля, и по моем угрюмому виду, все поняла. Но узнав о варианте с Мурманском, улыбнулась своей замечательной улыбкой и сразу взялась за письмо в Мурманск.
И снова мы каждый день с надеждой заглядывали в почтовый ящик. Жена меня успокаивала и говорила что все идет правильно, и мы сейчас просто проходим испытание на верность своей мечте стать маячниками.
Оля из коренных поморов. Ее отец родом из Холмогор, а матушка истинная архангелогородка. Настоящие северяне они и люди настоящие: немногословные, основательные, великодушные и очень гостеприимные.
И снова, как у моря погоды, мы стали ждать ответ из Мурманска.

Продолжаем ждать и надеяться
Ответ из Мурманска пришел довольно быстро. Увы, он нас не обрадовал . Сухим казенным языком нам сообщили что в настоящее время вакансий нет.
Тут приуныла даже моя неисправимая оптимистка Оля. Но грустить было некогда, уже близился Новый Год и это помогало отвлечься, да и наши маленькие "гаврики" не давали грустить
Шло время. Отгуляли Новый , а потом и старый год, потом пережили крещенские морозы. В середине февраля начали готовиться к проводам зимы.
Придя с работы меня встретила жена с сияющим от радости лицом и конвертом в руке. Я заметил что она рано радуется.
Но Оля уверенно сказала: --Здесь точно удача! Я вскрыл казенный конверт.
Взгляд сразу выхватил из текста главное:."...если ваши планы не изменились, просим подтвердить желание работать на маяке..."
Мы стали обниматься и танцевать от радости.
Когда схлынула волна восторга и счастья, стали читать дальше. Нам сообщили об условиях приема на работу.
В эту ночь мы почти не спали. Ответ отправили с Главпочтампа с уведомлением, на всякий случай, чтобы не потерялось. Последующие дни мы были как заведенные, разговоры все только о предстоящем отъезде на маяк.
Ответ пришел в большом конверте под сургучными печатями с неизвестным адресом. В письме был договор для работы в Гидрографии ВМФ.
- УРА!!! Свершилось! Мы едем на маяк!!

Путешествие и приключения начинаются
Сборы были недолги, под ворчание тещи о том какие мы непутевые с маленькими детками едем в куда то в глухомань, мы то и дело заглядывали в списки боясь что либо забыть взять с собой. А взять надо было многое: постельные принадлежности, всякую кухонную утварь, детское питание и "мыльно-пузырьное",т.е. зубную пасту, мыло и т.п. Времени на сборы было мало и мы спешили. Еще надо было упаковать и отправить багаж до Мурманска.
В письме нам сообщали о том что мы должны быть в Мурманске 20 апреля 1983 года для того что бы успеть на пароход, который ходит 1 раз в неделю. А значит если опоздаем, то будем неделю сидеть на тюках в порту.
И вот настал тот самый долгожданный день отъезда. Олин брат и мой лучший друг Федор, взялся нас проводить до Архангельска. Времени было достаточно и мы решили зайти к тетушке на прощание. А Федор сказал что у него есть еще дела и мы встретимся на вокзале.
Через два часа, выпив по три чашки чая, мы не спеша отправились на вокзал. Благо он в пяти минутах ходьбы. Настроение было приподнятое, на перроне нам на встречу бежал Федор. По его лицу было ясно что произошло что то очень неприятное.
- А где поезд? - спросила Оля, уже предчувствуя неладное.
- Где-где?! В Караганде!!! - ушел ваш поезд!!!- рявкнул Федор. Тут мы поняли весь ужас положения. Мы не успеем на пароход! А за неделю могут найти других работников более толковых чем мы.
-Быстро на такси! - крикнул я, хватая одной рукой чемодан, а другой сына. Интересно что все как то быстро включились и рванули за мной. Нам повезло, недалеко стояло такси со скучающим водителем. Он был тертый калач, понял все без лишних слов.
Мгновенно мы погрузились и машина рванула с места. Водила глянул на нас через зеркало и увидев зареванное лицо Оли, спокойно сказал:
- Успокойтесь. Должны успеть, он в Исакогорке стоит 20 минут. Думаю нагоним. Не вы первые, не вы последние.
Я взглянул на жену. Из ее огромных зеленых глаз текли слезы,она тихонько всхлипывая покачивала на руках Валюшку
Да не реви,ты! - нарочито грубо сказал я, - Вот и начались наши приключения. Пройдет время и будешь хохотать над этой историей.
Оля молча отрицательно помотала головой. Но слез стало меньше.
Водитель был ас. Он лихо подрулил прямо к вагону, благо что перрона не было.
Поезд уже отходил, мы запрыгивали в вагон на ходу, бросая через плечо слова благодарности водителю и Федору.
Наше купе оказалось рядом с тамбуром и мы в изнеможении просто упали на свои места.
- А за окном уже мелькали станционные здания, вагоны товарняка груженые лесом. Колеса завели свою немудреную песню: тук-тук, татах-тахтах, тук-тук......

Ну здравствуй, Баренцево море!
Поездка на поезде ничем особым не запомнилась. Дети наши, хоть и были невелики, но вели себя спокойно, ничем особо не беспокоя своих неугомонных родителей. И хоть дорога до Мурманска заняла полтора суток, они прошли незаметно и рано утром мы были в городе.
Я быстро нашел транспорт и вскоре вся моя семья вместе с багажом были в морском порту. Мы хотели побыстрее увидеть наш теплоход.
Это не составила труда, так как белоснежный красавец "Вацлав Воровский" стоял у причала. У нас был весь день свободен.
Я устроил жену с детьми в комнату матери и ребенка, а сам пошел оформлять проездные документы. Получив их, я был несколько озадачен тем что в билетах было написано что порт назначения ИОКОНЬГА. А в процессе переписки в адресах была еще большая загадочность. То Мурманск-140, то поселок Островная. Вероятно это было связано с секретностью нашей миссии, подумал я.
Заняться было нечем и я вспомнил что у меня в Мурманске есть мои бывшие однокурсники с которыми учился в Дмитровском рыбопромышленном техникуме.
Купив пару конвертов и тетрадку наскоро написал письма Панькову Мишке и Шевчуку Шурику. С трудом вспомнил их адреса, не будучи уверенным что они не изменили место жительства. Ведь прошло 7 лет как мы окончили наш ДРТ.
Отправив письма сходил проведал жену и детей. Чем то наскоро перекусили и снова потянулись томительные часы ожидания.
И вот наконец прозвучало объявление о начале посадки. Мы устремились к выходу, боясь снова опоздать, хотя время до отхода было еще больше часа.
Поднявшись по трапу и устроив семью в каюте, я пошел проследить что бы наш багаж не остался на причале. Надо ли говорить о том какие эмоции переполняли нас в эти минуты. Ведь мы уже скоро будем в море!
В душе у меня вдруг зазвучала некогда популярная песенка "КАК ПРОВОЖАЮТ ТЕПЛОХОДЫ, СОВСЕМ НЕ ТАК КАК ПОЕЗДА, БОЛЬШИЕ МЕДЛЕННЫЕ ВОДЫ НЕ ТО ЧТО РЕЛЬСЫ В ДВА РЯДА, ВОДА-ВОДА, КРУГОМ ВОДА!!"
Не знаю как долго я пребывал в этом задумчивом состоянии, но его вдруг прервал оглушительный гудок.
Из громкоговорителя грянул МАРШ СЛАВЯНКИ. Раздались четкие отрывистые команды: ---
--- По местам стоять! Отдать швартовы! --- матросы работали четко и слаженно.
Я смотрел, слушал и старался запомнить этот чудесный миг отхода от причала. Тут кто то дернул меня за руку, Оля с младшеньким на руках стояла рядом. На лице ее была счастливая улыбка. А Миколка уже делился своими познаниями с таким же пацаненком,
--Это хлюпка, а у нее там еще есть грёблы! - понял? - и юный моряк показал на шлюпку подвешенную на кранбалках.
Мы довольно долго стояли на палубе, любуясь открывающимися видами. Вот уже вышли из залива. Увидели памятник защитникам Заполярья. Если не ошибаюсь его называют АЛЕШЕЙ. Огромный монумент возвышался над сопками.
Затем пошли корабельные кладбища. Никогда не предполагал что так много кораблей может лежать на берегу. Это было печальное зрелище. Огромные корпуса, рыжие от ржавчина, со следами копоти, печальные, словно морские чудовища, лежали некоторые у кромки воды, а иные выглядывали наполовину затопленные. Стало грустно и жалко этих морских скитальцев, обретших вечный покой на этом безлюдном берегу.
Был уже поздний вечер, но было совсем светло, потому что пришла пора белых ночей. Однако мы изрядно устали.
Спустившись в каюту, наскоро поужинав, уложили детей спать, а сами подошли к иллюминатору.
И вот то что мы хотели увидеть было там в дымке прибрежного тумана. Да это был он! Нам весело подмигнул далекий желтый огонек.
Это был первый маяк который мы увидели и были счастливы от сознания того что скоро и мы будем причастны к этой романтике маячной жизни.

Ну, здравствуй, наша дорогая Медвежка
Проснувшись, я сразу поспешил к иллюминатору. Там в туманной дымке виднелись скалистые берега, вершины холмов были покрыты снегом. Пейзаж был суровым и однообразным. Да, таково оно Заполярье. Цель нашего морского перехода была уже близка.
По корабельной трансляции объявили о том что наш теплоход скоро ошвартуется в Порту Иоконьга. И действительно вскоре мы зашли в Святоноский залив и пройдя мимо нескольких небольших островов по узкому фарватеру мы подошли к причалу.
Причал был военным. Вдоль него стояли подводные лодки и различные военные корабли. Нельзя сказать что нас это сильно впечатлило. Живя в Северодвинске, городе корабелов, мы все это видели довольно часто, хотя и не со столь близкого расстояния.
Нас встретили у самого трапа, приняли очень тепло и дружески. Рядом с причалом стоял огромный Камаз. Встречающие нас люди удивились малому количеству нашего багажа.
Езда по сопкам была не очень приятной, но благо недолгой и вскоре мы уже были на Гидробазе. По нашему северному обычаю сначала напоили чаем и только потом пошел разговор о том куда мы поедем дальше. Конечно мы с Олей сгорали от нетерпения.
Хотелось узнать скорее где и когда мы будем работать. Оказалось среди работников Гидрографии большинство гражданские вольнонаемные. При этом среди них было довольно много женщин. На вопрос Оли о том как тут с медициной на случай болезни детей, её успокоила женщина, сидящая у радиостанции.
- Не переживайте, на МаЯках (именно так и сказала с ударением на "Я") дети не болеют. Я сама 15 лет прожила на Святоноском маяке, там и дети мои родились и выросли. Даже соплей не было. А все потому что нет там ни какой заразы. Воздух чистый морской. А здесь на берегу все время что то привозят с Большой земли.
-Это наверно потому что здесь МурмАнский климат, -пошутил я. На самом деле от друзей мурманчан я знал что коренные жители именно так и говорят - МурмАнск, -с ударением на "А".
-А еще тут говорят компАс, и докУменты, - раздалось за моей спиной. Оглянувшись я увидел молодого капитан-тейтенанта.
Он представился нашим непосредственным начальником ЧНО ( части навигаицонного оборудования). От того что он нам сказал в следующий момент, мы с женой едва не закричали УРА! А сказал он что служить нам предстоит на маяке Медвежий, который находится на одноименном острове.
И еще нам повезло с погодой, потому катер отходит через 3 часа,значит есть время оформить документы, сходить в магазин и столовую.
Быстро оформив бумаги, мы пошли знакомиться с окрестностями. Нашим гидом был один из сотрудников Гидробазы Игорь Иванович Галкин. Он произвел очень приятное впечатление своей мягкой интеллигентной манерой общения. По пути к магазину знакомил нас с особенностями местного быта. Проходя мимо хлебозавода, поинтересовался есть ли у нас дрожжи. Услышав отрицательный ответ, попросил у нас тару. Получив 2-х литровый бидончик, скрылся за воротами вахты. Через 5 минут он уже вручил Оле полный бидон и сверток из которого выглядывали и аппетитно пахли две буханки белого хлеба.
- Это вам на первое время будет. А то ведь без дрожжей хлебушек не испечешь.- сказал он улыбаясь.
Сделав кое-какие покупки мы вернулись на причал, где наш БГК (большой гидрографический катер) уже был почти готов к отходу.
Только вот незадача, за прошедшие несколько часов наш катер сильно опустился вниз. Отливы здесь очень большие. Говорили по осени перепады бывают до 6 метров.
Не без труда мы с помощью экипажа опустились на палубу. Весь наш багаж уже был на здесь. Взвыла сирена, матрос на причале снял с кнехта швартовый конец и бросил его вниз на палубу. Наш катер медленно отошел от причала. Молодой боцман подмигнул мне.
- Скоро уже будете на своей Медвежке.
Мы были счастливы как никогда и старались всеми чувствами впитать и запомнить этот чудесный миг. Катер уже лег на курс. Его дизель гудел ровно и спокойно. За кормой пенились белые буруны в бирюзовой морской воде. Мы зачарованно молчали. Валюшка дремал в коляске, а Коля уже пошел с коком на камбуз.
- Капитан катера хлопнул меня по плечу и протянул бинокль.
- Вон она твоя Медвежка! А вот там слева на краю, видишь? Это башня маяка, а вот там правее ваш дом и рядом ваши соседи моряки. У них там пост наблюдения и связи.
Я смотрел на приближающиеся почти отвесные скалы. Все было необычно и порой мне казалось что это просто сон. Но дизель вдруг затих. Мы замедлили ход. Потом раздался лязг якорной цепи и всплеск упавшего в воду якоря.
- Шлюпку за борт! -раздалась команда капитана. Вскоре мы все были в шлюпке, мерно покачивающейся рядом с бортом БГК. Вот завелся мотор и мы пошли к берегу.
НУ , ЗДРАВСТВУЙ НАША ДОРОГАЯ МЕДВЕЖКА , подумал я про себя.
А в это время по берегу, еще покрытом снегом, уже бежали к кромке земли пять или шесть маленьких черных фигур. Мне показалось что один из них был без штанов....

Ну, здравствуй, наша дорогая Медвежка
Шлюпка уперлась носом в ледяной припай. Островитяне схватили брошенный конец троса и началась высадка "десанта". Первым на берегу оказался наш младшенький, его бережно передали по цепочке вверх подальше от воды. Следом пошел Миколка, Он при этом бурчал что он не маленький и сам может подняться. Олю по гусарски подхватили под руки двое моряков, а я завершил высадку на берег. Шлюпка пошла забирать наш багаж.
Встречало нас шестеро молодых ребят. Один из них был явно старше остальных, вероятно мой ровестник. Он сразу подошел ко мне и протянув руку и широко улыбаясь, представился.
- Я Андрюха Пряников начальник Медвежки, а это - он обвел рукой группу моряков, -пост наблюдения и связи в полном составе. Сам можешь не представляться, имя твое мы давно уже знаем. А вот жену и ребят рассекреть, пожалуйста.
Я представил своих домочадцев. Потом познакомился ребятами, впрочем тут же забыв кто есть кто, кроме "бесштанного".
Его звали Хоровинкин Сергей и в отличие от остальных, он был одет совсем не по уставу, на нем были: телесного цвета джинсы ( которые и сбили меня с толку), и какая то спортивная мастерка.
Потом я выразил благодарность аборигенам острова за теплый прием и стали принимать багаж из подошедшей шлюпки.
Поблагодарив экипаж БГК мы стали подниматься вверх по едва приметной на снегу тропинке. Было довольно скользко, но мы с Олей старались не отставать.
Пока добрались до маячного городка с меня семь потов сошло. Впрочем это не мешало осматривать окрестности.
Ведь для нас все было новым и необычным.
На самой высокой точке острова стояло какое то несуразное здание на втором этаже был виден сигнальный фонарь, а на крыше вращалась корабельная "эрэлэска".
Сам маячный городок я представлял совершенно другим. Увиденное мало было похоже на картинки из фильма. Но это ничуть не убавляло наш оптимизм. Деревянный дом, оббитый снаружи рубероидом, состоял из двух половин.
- Ваша левая половина, - сказал Андрей, - там печка уже топится, ребята вещи занесут, а вы пока заходите к нам чайку с дороги попьем - с этими словами он распахнул дверь своего дома. Мы вошли следом.
В доме стоял чудесный запах свежеиспеченного хлеба и пирогов. На встречу нам из за стола поднялась молодая женщина,
- А это супружница моя, Валентина!- представил ее Андрей. Я в свою очередь познакомил ее со своей семьей.
- Вот и самовар поспел. Давайте скорее мойте руки с дороги и за стол садитесь. - сказала хозяйка.

  • Следующая страница. Знакомство с хозяйством. Маячные будни. Чвора Юрий
    Гремиха. Чвора Юрий. Маяк Медвежий. 2019 год
     
  • Возврат на страницу Чвора Юрий
    Гремиха. Чвора Юрий. Маяк Медвежий. 2019 год
     
    [an error occurred while processing this directive]