[an error occurred while processing this directive] 41 дпл ГЭУ ОК-700. История
Ядерная ГЭУ ОК-700. История создания

Ядерная главная энергетическая установка ОК-700

Ядерные энергетические установки советских подводных лодок к настоящему времени на удивление довольно подробно описаны.
В интернете и открытой литературе рассказана история их создания, устройство и эксплуатация на различных подводных лодках, аварии, раскрыты прочие прочие подробности. Есть и фото прежде святая святых пультов ядерных ГЭУ и самих реакторов.
Пересказывать их здесь не вижу большого смысла, интересующиеся могут самостоятельно получить практически любую информацию.
Поэтому остановлюсь только на обобщённых вопросах, связанных с ядерной ГЭУ подводных лодок проекта 667Б, и поделюсь некоторыми личными впечатлениями об этой мощной, опасной, высоконаучной и технологичной технике, к которой почти все из нас относились с глубоким уважением и даже трепетом.
Хотя и бывали, как потом выяснялось, легковесные отношения к ней, были аварии ядерных ГЭУ, в том числе и на нашей 41 дивизии, правда по техническим причинам, не зависящим от личного состава.
Была и гибель людей, правда на других соединениях, которая лишний раз подтверждала - ядерная энергия не терпит даже мелочей и поражает всех, невзирая на должности и звания.


Первое знакомство с ядерной ГЭУ моей подводной лодки произошло в 93 Учебном центре ВМФ в г. Палдиски в августе 1972 года. Офицеры нашего экипажа уже начали обучение, а мы, лейтенанты 1972 года выпуска, должны были догонять их.
И как я писал в своих воспоминаниях в разделе МЕМУАРЫ, нам предстояло сдать четыре зачёта. Среди них ядерная физика, ППУ и ПТУ.
Ядерная физика объясняет, как выделяется тепло при цепной реакции ядер атомов.
ППУ - это паропроизводительная установка, она производит пар.
ПТУ - это паротурбинная установка. На неё поступает пар от ППУ и турбина начинает вращаться, приводя в движение вал, а на нём винт. Лодка получает движение.
Всё просто.

В училище мы изучали эти вопросы, но ППУ и ПТУ применительно к установкам лодок первого поколения. Наша ГЭУ существенно отличалась от них как по конструкции, так и по возможностям.
Поэтому, открыв учебники, описания, схемы, мы увидели там только общие знакомые вопросы. Всё остальное было новым.
А ведь от нас, штурманов, преподаватели требовали не только общих рассуждений, но и детального изложения теории, устройства ГЭУ и работы систем управления по схемам. Поэтому пришлось попотеть.
Очень помогли старшие товарищи, которые делились своими знаниями как предыдущей службы, так и по нашей лодке. Ведь они уже сдали зачёты и были в этих вопросах подготовлены.

Лазая по чертежам и схемам, изучая устройство лодки нам было не до истории создания этой чудотехники. Нужно было освоить её практически, для последующей эксплуатации и использования. Докладывая командиру о необходимых ходах, курсах, глубине погражения, штурман должен хорошо представлять возможности ГЭУ и организацию выполнения команд на изменения хода командиром БЧ-5, вахтенным инженер-механиком и управленцами.
Процесс познания шел непрерывно всю службу и со временем лодка стала понятной, даже родной. А история о её создании и создателях доходила о ходу дела, обрывочными сведениями.
Поэтому задавать себе вопросы о том, как эта техника вообще появилась и кто авторы её создания, по крайней мере я, начал уже в довольно зрелом возрасте. К счастью, информация об этом стала доступной.
А история эта оказалась очень интересна, драматична и даже гениальна.

Работа ЦКБ-18 от первого поколения к проекту 667Б
Как известно, проектантом лодок проекта 667Б было ЦКБ-18, с 1966 года - "Ленинградское проектно-монтажное Бюро "Рубин" (ЛПМБ "Рубин").
Главным конструктором являлся Сергей Никитич Ковалёв.
Задолго до проекта 667Б он проектировал и дизельные подводные лодки, и атомные лодки первого поколения. В частности, проект 658.

При разработке проекта 658 С.Н. Ковалёв в качестве ГЭУ согласно заданию использовал двухвальную ядерную ГЭУ лодок проекта 627А.
Поэтому два реактора ВМ-А размещались в одном, шестом, отсеке, а два ГТЗА-601 побортно в другом, седьмом, отсеке.

Ведущим разработчиком ядерных ППУ в нашей стране является ОКБМ - Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения, г. Нижний Новгород.
Своё начало оно ведёт от Горьковского завода №92, когда в 1946 году было принято решение о привлечении завода к атомным программам Первого Главного Управления (ПГУ) Совнаркома СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 1 марта 1947 г. при заводе образуется специализированное подразделение - Особое конструкторское бюро (ОКБ). В 1964 году ОКБ получает открытое наименование "Ордена Ленина Особое конструкторское бюро №2", ОКБ-2.
С 1 января 1967 г. ОКБ-2 получает его нынешнее название: "Опытное конструкторское бюро машиностроения (ОКБМ)".
Об истории ОКБМ и разработках хорошо написано в юбилейном сборнике, который доступен, например, здесь:
Полвека в атомном машиностроении. Нижний Новгород, КиТиздат, 1997

ОКБ завода №92 к концу 1955 года разработал рабочий проект ядерной энергетической установки для подводной лодки проекета 627, а к середине 1956 года - для головной подводной лодки проекта 627А.
Первые ядерные установки индекса не имели и именовались по индексу реакторов, например, ВМ-А.
Вырабатываемый ими пар подавался на ПТУ, представляющую собой главный турбозубчатый агрегат ГТЗА-601 разработки и изготовления Ленинградского Кировского завода.
Он включал в себя турбину, редуктор и навесной (приводимый от вала турбины) генератор.

Главная энергетическая установка и движители подводной лодки проекта 658. Схема из интернета.

На схеме видно, что в корме располагались жилые и служебные помещения, поэтому личный состав вынужден был проходить через реакторный и турбинный отсеки.
На практике во время учёбы в училище и мне довелось выходить в море на лодке первого поколения, поэтому хорошо помню, что переход через эти отсеки были обычным делом. Причём в реакторных выгородках имелись круглые иллюминаторы, поэтому было интересно останавливаться и смотреть на стержни реакторов.
Конечно, с точки зрения радиационной безопасности это было не оптимальным решением, поэтому в ЦКБ-18 при проектировании лодок проекта 667, 667А, 667Б и последующих пошли другим путём.

В 1960 году была начата разработка проекта 667А.
К тому времени ОКБ завода №92 предложило проект новой ядерной установки с реактором ВМ-2.
А Кировский завод предложил проект нового ГТЗА с автономным турбогенератором. Т.е. таким, который не связан с главной турбиной. Автономный турбогенератор, АТГ, имеет собственную турбину, на который поступает пар от ППУ. Поэтому после ввода ГЭУ и начала выработки пара можно сразу запускать АТГ и получать элекричество ещё до того, как начнёт вращаться главная турбина.

Благодаря этим разработкам, на проекте 667А (и на последующих его модификациях) конструкторы ЦКБ-18 разделили подводную лодку на две части:
- "чистую", где нет никаких устройств и оборудования, связанных с радиоактивностью;
- "грязную", в которой размещено всё потенциально опасное оборудование.
На схеме лодки проекта 667А видно, что реакторы размещены в седьмом отсеке, первый ГТЗА - в восьмом, а второй ГТЗА - в девятом отсеке.
В десятом отсеке располагались приводы рулей и другие стройства и оборудование.
На переборке между шестым и седьмым отсеками был устроен тамбур-шлюз с приборами радиационного контроля, а также тамбур для первичной дезактивации в случаях радиационного заражения.
Поэтому отсеки с первого по шестой в море относились к зоне режима радиационной безопасности, а с седьмого по десятый - к зоне строгого режима.
Хождение личного состава в зоне строгого режима без необходимости не разрешалось, а личный состав кормовых отсеков, который нёс там вахту, был под особым контролем.

Аналогичная конструкция была и на нашей лодке К-460, проекта 667Б.
На ней использовались более совершенные реакторы ВМ-4-1. А ядерная паропроизводительная установка с ними получила обозначение ОК-700.
Реакторы установлены в прочных отсеках, носовом и кормовом, занимавших всю длину седьмого отсека. Никаких иллюминаторов и других смотровых отверстий не было.
По правому и левому борту от реакторных отсеков (выгородок) были коридоры. Коридор правого борта был проходной для прохода в корму.
Коридор левого борта был тупиковым и предназначался для использования в случае нештатных ситуаций.
Для наблюдения за работой оборудования была установлена телевизионная система внутренного наблюдения МТ-30. Она позволяла наблюдать обстановку во всех кормовых отсеках.

Паротурбинная установка получила обозначение ГТЗА-635. Если в реакторном отсеке было тихо, то в двух двух турбинных отсеках чувствовалась мощь!
И всё такое большое, металлическое и прочное!

Для примера на фото пост управления ПТУ в турбинном отсеке рпксн К-460, девятый отсек.
Горшков И.- турбинист 1 дивизиона БЧ-5 и Иванов Олег Вячеславович, техник трюмной группы 3 дивизиона БЧ-5.
Фото прислал А.А. Монченко

Пульт ГЭУ располагался на первой палубе третьего отсека. Там же был КДП, контрольно-дозиметрический пункт, он же КП начальника Химической службы.
А всё носовое пространство этой палубы от борта до борта занимал гиропост. Так что мы с пультом ГЭУ были соседями.

Один из редких снимков пульта ГЭУ проекта 667Б, тихоокеанцы постарались.
На фото Пашин Игорь Анатольевич, рпксн К-530. За его спиной видны органы управления ППУ ОК-700 левого борта.
Аналогино было и на правом борту.

Отмечу, что работу свою управленцы выполняли качественно. Помимо управления установкой при вводе и изменении мощности, главной их задачей была правильная отработка хода. Ошибки в даче хода были редчайшими случаями в дивизии и никогда не становились причиной происшествий.

Там же в помещении пульта ГЭУ размещались пульты управления электрической системой подводной лодки, её электростанцией.
Управление было сосредоточено на пульте "Кама".
Это было удобно, т.к. выработка пара, управление АТГ и обеспечение электроэнергией ЯЭУ были сосредоточены в одном помещении и операторы взаимодействовали непосредственно друг с другом без промежуточных звеньев и систем связи.
Но фото. Рпксн К-460. Квас Николай Петрович, старшина команды электриков 2 дивизиона БЧ-5.
За пультом "Кама" управления электросистемами подводной лодки.
Фото прислал А.А. Монченко

В заключение обзора главной энергетической установки лодок проекта 667Б ещё раз скажу спасибо конструкторам, инженерам и рабочим, создавшим и построившим наши надёжные и грозные лодки и их ядерное сердце!



Штаб 41 дпл
К-279
К-447
К-450
К-385
К-457
К-465
К-460
К-472
К-475
К-171
К-145
К-102
К-118
Колышкин
Амга
ПКЗ
 
[an error occurred while processing this directive]