Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б История одной подводной лодки Советского Союза и России
41 дпл, проект 667Б. История11 флпл
Как разрабатывался проект 667Б, арктического подводного ракетоносца

Краткое изложение фактов и выводов, сделанных на основании информация из интернета и открытой литературы о создании подводных лодок проекта 667Б.
Ссылки на основные источники даны в разделе ССЫЛКИ главного меню сайта.


Общие вопросы, решенные при создании арктических подводных ракетоносцев

Создание будущих арктических подводных ракетоносцев представляло собой непрерывный процесс решения огромного количества взаимосвязанных вопросов, среди которых основными являются следующие:
1. Создание дальнобойных (межконтинентальных) баллистических ракет для подводных лодок;
2. Создание всеширотного навигационного комплекса для подводных лодок;
3. Создание мощной воздухонезависимой энергетической установки (ГЭУ), обеспечивающей длительное движение и электропитание подводной лодки под водой, в том числе подо льдом.

При этом, если третий вопрос в некоторых случаях может быть решен и без воздухонезависимой ГЭУ, например при стрельбе от пирса c использованием берегового питания или от аккумуляторной батареи, то первые два вопроса всегда идут в тесной связке.
Ракетный комплекс (РК) обеспечивает хранение, подготовку и старт ракет. Управление в полёте обеспечивает система бортового управления ракеты.
А вот непрерывную пространственно-временную привязку головной части и системы управления к системе координат Земли и инерциального пространства, а также направлению полёта в динамической морской среде обеспечивает навигационный комплекс (НК) подводной лодки.
Без него успешная стрельба морскими баллистическими ракетами невозможна ни при каких уcловиях.
Об этой связке РК-НК мы на своей лодке образно говорили примерно так: ракетный комплекс - это оружие. А навигационный комплекс - это прицел.

Все остальные вопросы, включая связь, жизнеобеспечение, живучесть, управляемость подводной лодки, системы подводного и надводного наблюдения и т.д. при их исключительной важности, всё же являются обеспечивающими. Их решение без указанных выше трёх вопросов теряет всякий смысл.

Я вывожу за скобки ядерный боеприпас, который и является тем объектом, ради которого создавался наш ракетоносец.
По отношению к ЯБП мы сами были обеспечивающими, являлись всего лишь средством доставки его к цели.
Но целью моего рассказа является история создания подводных лодок проекта 667Б, носителей ЯБП. Поэтому на них и остановлюсь.

Ниже я попытался кратко изложить историю создания кадого из трёх основных элементов арктических подводных ракетоносцев проекта 667Б, а также историю появления нашего арктического ракетоносца - атомной подводной лодки проекта 667Б.


1. Создание дальнобойных (межконтинентальных) баллистических ракет для подводных лодок
Баллистическая ракета, являясь главным оружием подводной лодки, определяет все остальные вопросы, как основные, так и обеспечивающие.
Её габариты и характеристики формируют как облик самого корабля, так и практически всех систем и комплексов подводной лодки.
Именно ракета определяет способы и методы применения подводной лодки и организацию самой жизни подводников и управляющих штабов.

Разработка дальнобойных баллистических ракет для лодок проекта 667Б состояла из этапов и звеньев непрерывной и эффективной работы, проведённой Специальным Конструкторским Бюро №385 (СКБ-385), г. Миасс Челябинской области.
В 1966 году СКБ-385 преобразовано в Конструкторское бюро машиностроения (КБМ).

После передачи морской ракетной тематики в конструкторское бюро под руководством В.П. Макеева, будущее СКБ-385, уже в 1959 году была создана и принята на вооружение подводных лодок проектов В611 и АВ611 морская баллистическая ракета Р-11ФМ. Ракета была жидкостная, одноступенчатая с надводным стартом в составе ракетного комплекса Д-1.

Уже в ходе первых пусков Р-11ФМ с подводной лодки проекта В611 была выяснена исключительная важность текущих значений навигационных данных стрельбы, роль которых для сухопутной ракеты Р-11, прототипа морской Р-11ФМ, была незначительной - достаточно было однократно определить их значения перед пуском, чтобы обеспечить полёт ракеты по заданной траектории и попадание в цель.
В динамичной же морской среде, да на качке и при значительном рыскании требуется непрерывное знание положения ракеты и её системы управления в пространстве.
Поэтому навигационное вооружение подводной лодки и организация выработки навигационных данных стрельбы, потребовавшая специального маневрирования, были включены в состав ракетного расчёта, деятельность штурманской боевой части перед и при ракетной стрельбе регламентирована руководящими документами.
Для обеспечения ракетного комплекса Д-1 на подводных лодках проектов В611 и АВ611 использовалось штатное навигационное вооружение подводных лодок проекта 611.

Наряду с работами по доведению ракеты Р-11ФМ в СКБ-385 уже в 1954 году были развернуты проработки по одноступенчатой жидкостной ракете Р-13, которая была создана и принята на вооружение в 1960 году в составе ракетного комплекса Д-2. Ракета имела дальность стрельбы до 600 км и надводный старт.

Для разработки высокоточных навигационных средств и методов подводной навигации, без которых создание ракетных комплексов теряло смысл, специальными постановлениями были определены конструкторские бюро и предприятия, которым поручалась такая разработка. В соответствии с этими документами в конце 1950-х годов в СССР впервые для обеспечения наведения ракет Р-13 был разработан навигационный комплекс "Плутон", обеспечивающий выработку навигационных стрельбы до широты 80 градусов. Головной разработчик - Морской научно-исследовательский институт, МНИИ-1, главный конструктор Э.И. Эллер.
Под ракеты Р-13 были спроектированы дизельные подводные лодки проекта 629 и атомные проекта 658 с тремя ракетами и НК "Плутон-629" ("Плутон-658").
А разработка навигационных комплексов для подводных лодок отныне стала вопросом государственной важности, разработка ракетных комплексов проводилась в тесной связи с ними.

Относительно малая дальность ракет Р-11ФМ и Р-13, вынуждающая назначать районы патрулирования лодок вблизи побережья вероятного противника с сильной противолодочной системой, настоятельно требовала увеличения дальности морских баллистических ракет и подводного старта для повышения скрытности действий подводных лодок.
Поэтому СКБ-385 в 1955 году, наряду с работами по разработке ракеты Р-13, проработало вопросы подводного старта ракет, а ещё через год вышло с предложениями по созданию одноступенчатой малогабаритной ракеты средней дальности, двухступенчатой баллистической противокорабельной ракеты и двухступенчатой межконтинентальной морской ракеты.
Поддержанные ВМФ предложения завершились разработкой и принятием на вооружение в 1963 году морской балистической ракеты Р-21 с подводным стартом,
одноступенчатой ракеты Р-27, двухступенчатой ракеты Р-27К и двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-29. Годы принятия ракет на вооружение 1963, 1968 и 1974 соответственно (ракета Р-27К на вооружение не принималась).
Для ракет Р-21 в составе ракетного комплекса Д-4 были модернизированы дизельные лодки по проекту 629А и атомные лодки по проекту 658М.
На эти лодки взамен НК "Плутон" был установлен НК "Сигма-629" и "Сигма-658" с новой астронавигационной системой "Сегмент" и радиосекстаном "Самум".
Для ракет Р-27 был разработан проект 667А КБ "Рубин", которое стало главным разработчиком всех советских ракетных лодок стратегического назначения. Уже тогда проекту был дан индекс "А", т.к. его "подпирал" носитель межконтинентальных морских ракет.
Проект 667А был хорош, лодки этого проекта имели по 16 ракет Р-27. Но и эти атомоходы всё ещё вынуждены были ходить в районы у побережья вероятного противника, преодолевая противолодочные рубежи и входя в зоны противолодочной обороны.
На фото - атомная подводная лодка проекта 667А, вооруженная ракетным комплексом Д-5 и навигационным комплексом "Сигма-667А".

Предложения СКБ-385 по двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракете ещё в начале 1960-х годов (по другим данным в конце 50-х годов, что более вероятно по анализу фактов и событий) были доложены советскому руководству, как и то, что боевая устойчивость таких ракетоносцев могла быть обеспечена их действиями в Арктике.
Предложения СКБ-385 были поддержаны и немедленно развёрнуты работы по созданию как ракеты, получившей индекс Р-29, так и всеширотного навигационного комплекса.
Тем более, что решение задач всеширотного плавания и применения оружия, в том числе подо льдом, стало возможным и благодаря созданию к тому времени ядерной энергетической установки для подводных лодок.
При этом, для обеспечения стрельбы во льдах, где ракетные пуски возможны только из надводного положения, для новой ракеты был возвращён надводный старт. Ракета Р-29 могла запускаться как из подводного, так и надводного положения.
Интересно, что другие страны, прежде всего США, необходимости в ракетных стрельбах из Арктики и тем более с полюса не испытывают, для них эти районы расположены далеко от пунктов базирования. Поэтому все натовские ракетные комплексы стратегического оружия имеют только подводный старт. Это снижает коэффициент ракетной готовности по сравнению с универсальными ракетами, но несколько компенсируется увеличенным количеством патрулирований в подводном положении.

Более подробно о создании ракеты Р-29 и ракетного комплекса Д-9 можно прочитать на специальной странице нашего сайта:
Немного истории создания ракеты Р-29 и ракетного комплекса Д-9


2. Создание всеширотного навигационного комплекса для подводных лодок
С появлением реальной перспективы создания межконтинентальной баллистической ракеты для подводных лодок и пониманием важности Арктики в обеспечении боевой устойчивости подводных лодок остро встал вопрос создания всеширотного навигационного комплекса, обеспечивающего выработку текущих навигационных данных для плавания и применения ракетного оружия во всём широтном диапазоне, вплоть до Северного полюса.
Для проверки научных и технических решений полярной подводной навигации были спланированы арктические походы на Северный полюс первых атомных подводных лодок проектов 627 и 627А. Помимо задач престижа и проверки ядерной ГЭУ, в этих походах стояли главные задачи - проверка способов и методов обеспечения навигационными данными стрельбы будущих межконтинентальных ракетных комплексов из районов Арктики, а также испытания курсоуказателей на двух принципиально разных гироскопах, роторных и шаровых.

Первой подводной лодкой, которая планировалась к походу на Северный полюс, была К-8 проекта 627А, командир лодки Шумаков В.П., командир БЧ-1 Михальский В.А.
Подготовка к походу на полюс началась ещё в 1959 году, сразу после строительства. На подводной лодке К-8 был установлен штатный навигационный комплекс "Плутон" на роторных гироскопах, разработанный московским институтом МНИИ-1, главный конструктор Э.И. Эллер.
В дополнение к штатным курсоуказателям навигационного комплекса "Плутон" на К-8 установили ещё несколько курсоуказателей и гировертикаль на роторных гироскопах. Всего на лодке было 10 курсоуказателей с ручной обработкой данных.
Так как автопрокладчик "Терек", входивший в состав НК "Плутон", работал только в проекции Меркатора и поэтому позволял вести счисление и прокладку пути только до широты 80 градусов, то штурмана планировали вести ручное счиление и прокладку на картах в гномонической проекции, что довольно сложно. Обучение штурманов на лодке навигации на этих картах в приполюсном районе проводил сотрудник 9 НИИ ВМФ Федотов А.В.
Из-за аварии ГЭУ лодка на полюс не пошла, но в ходе испытаний был получен ценный материал для дальнейших разработок.

Второй подводной лодкой, выделенной для испытаний навигационной техники в приполюсном районе, была подводная лодка К-3 проекта 627.
К тому времени ленинградским институтом НИИ-303, главный конструктор В.И. Маслевский, был разработан новый навигационный комплекс "Сила-Н" на шаровых гироскопах. И хотя НК "Сила-Н" предназначался для установки на подводных лодках с крылатыми ракетами, действующих вне арктического района, испытания самого принципа и измерения дрейфов шаровых гироскопов в приполюсном районе и на полюсе были необходимы.
Поэтому на подводную лодку К-3 в дополнение к штатному НК Плутон" на роторных гироскопах установили и разработанный к этому времени НК "Сила-Н" на шаровых гироскопах, а также создали два прокладочных поста - в штурманской рубке и в первом отсеке.
При этом в НК "Сила-Н" предусматривалась некоторая комплексная обработка данных курсоуказания, но автопрокладчик работал только до широты 80 градусов. Счисление пути и прокладка велись вручную.
Поход К-3 на Северный полюс был выполнен 11-21 июля 1962 г. Командир подводной лодки Жильцов Л.М., командир БЧ-1 Певцов О.С.
На фото - старший похода подводной лодки К-3 контр-адмирал А.И. Петелин после прохождения Северного полюса и всплытия в полынье.

На третью лодку, К-181 проекта 627А, которая готовилась к походу на полюс, по некоторым данным установили также два навигационных комплекса: штатный "Плутон" и разработанный всеширотный комплекс "Сигма" с автоматической обработкой данных и автоматическим режимом квазикоординат.
По другим данным, в том числе косвенно в воспоминаниях командира К-181 Сысоева Ю.А. и командира ЭНГ Палитаева А.И., на лодке К-181 был демонтирован штатный НК "Плутон" и в гиропосту установлен первый образец НК "Сигма", ещё до конца не испытанный и не принятый на вооружение. Эта деталь требует уточнения.
С НК "Сигма" подводная лодка К-181 смогла маневрировать в приполюсном районе без потери курсоуказания и впервые всплыла в точке Северного полюса.
Командир подводной лодки Сысоев Ю.А., командир БЧ-1 Храмцов В.М., командир ЭНГ Палитаев А.И.

Во всех первых исследовательских походах подводных лодок на полюс принимали участие научные группы военных заказчиков и промышленности. Научную навигационную группу на К-3 возглавил представитель 9 НИИ ВМФ А.В. Федотов, а группу промышленности в походах К-3 и К-181 - главный конструктор навигационных комплексов "Сила-Н" и "Сигма" В.И. Маслевский, ЦНИИ "Электроприбор".
На этом фото штурманская и научная группа подводной лодки К-3 после прохождения Северного полюса и всплытия в полынье. Второй слева - флагманский штурман Северного флота капитан 1 ранга Д.Э. Эрдман. В последнем ряду в центре В.И. Маслевский. Архив ЦНИИ "Электроприбор".

Поход К-3 подтвердил правильность научных и технических решений по высоким широтам и именно эта лодка стала родоначальником советской полярной подводной навигации! И именно этой важностью обеспечения будущих межконтинентальных ракетных комплексов из Арктики объясняется тот факт, что подводная лодка К-3 была заведена в Гремиху после похода, а не в родную Западную Лицу. И становится понятным, почему Н.С. Хрущёв в сопровождении Министра Обороны СССР Р.Я Малиновского и Главнокомандующего ВМФ С.Г. Горшкова прибыл именно в необустроенную тогда ещё Гремиху, где восторженный и расчувствовавшийся вручал звёзды Героев Советского Союза и награды экипажу и научной группе.
И становится ясным, почему - Гремиха? К тому времени руководством ВМФ уже было принято решение базировать будущие арктические атомные ракетоносцы в этой удобной по расположению, но суровой по условим гавани. И С.Г. Горшков летом 1962 года показал Н.С. Хрущёву и Р.Я Малиновскому Гремиху, после чего было принято решение о строительство там базы стратегических подводных лодок. А мы стали свидетелями и в какой-то мере участниками этого строительства.
Поход К-181 доказал правильность технических решений по снятию ограничений в маневрировании подводной лодки в приполюсном районе и открыл дорогу обеспечению ракетной стрельбы с полюса.

О цели первых походов наших подводных лодок на Северный полюс я сделал видео рассказ.
Первая часть, введение, находится по этой ссылке:

Вторая часть, собственно сам видеорассказ, находится по этой ссылке:

Но саму дорогу ракетным стрельбам с полюса предстояло проложить нам, подводным лодкам 41 дивизии на атомоходах проекта 667Б, вооруженных ракетным комплексом Д-9 и всеширотным инерциальным навигационным комплексом "Тобол-Б".

К середине 1960-х годов военным и промышленности в целом стал понятен облик будущего арктического стратегического ракетоносца.
К тому времени были разработаны математические модели и основные элементы для создания советской инерциальной системы подводных лодок для всеширотного навигационного комплекса "Тобол", разработан будущим ЦНИИ "Дельфин", главный конструктор О.В. Кищенков.
Первый образец НК "Тобол" был установлен на подводной лодке К-245 проекта 667АУ 31 дпл 3 флпл СФ в 1971 году, командир пл капитан 2 ранга А.С. Афанасьев, командир БЧ-1 О.Г. Просандеев.
Для испытаний НК "Тобол" подводная лодка К-245 летом 1972 года совершила поход на экватор, а в октябре того же года - поход на Северный полюс в охранении пла К-438 проекта 671 3 дпл 1 флпл СФ.
По результатам этих походов в 1972 году всеширотный инерциальный навигационный комплекс "Тобол" был принят на вооружение подводных лодок.

Более подробно о создании навигационного комплекса "Тобол" можно прочитать на специальной странице нашего сайта:
Немного истории создания навигационного комплекса "Тобол"


3. Создание мощной воздухонезависимой энергетической установки (ГЭУ) для подводных лодок
В истории подводного кораблестроения было разработано и даже создано для серийных лодок немало воздухонезависимых ГЭУ достаточно мощных, обеспечивающих как ход лодки, так и работу основных систем и механизмов.
Одной из наиболее распространённых является аккумуляторная ГЭУ. Известны также дизельные перекисно-водородные ГЭУ, ГЭУ на двигателях Стирлинга и т.д. Но все они обладают одним существенным недостатком - малым временем работы под водой.
Время работы таких ГЭУ без атмосферного воздуха может быть от нескольких часов, до нескольких суток и даже до одной-двух недель.
Этого явно недостаточно для скрытного плавания под водой ракетоносцев и совершенно неприемлемо для действий подо льдом.

Решение проблемы воздухонезависимой ГЭУ было найдено после успешных открытий и работ в области ядерной энергии, приведших к созданию не только ядерных боеприпасов, но и реакторов, работающих на основе тепловой энергии, выделяемой при управляемой цепной реакции тяжелых элементов.
В СССР работы по созданию атомных реакторов проводил большой коллектив учёных и инженеров под руководством Игоря Васильевича Курчатова.
В 1946 году ими был создан первый советский атомный реактор и почти сразу возникла идея применить атомный реактор на подводной лодке.
Уже через три года в ноябре 1949 года Савелий Моисеевич Фейнберг, соратник и сотрудник группы И.В. Курчатова, сделал доклад в Научно-техническом совете Спецкомитета НКВД о возможностях создания "атомного двигателя для подводного флота".
Предложения С.М. Фейнберга поддержал И.В. Курчатов, они были одобрены и началась работа по созданию атомного реактора для подводных лодок. Руководить этими работами было поручено А.П. Александрову.
Результатом явилось создание атомного реактора водо-водяного типа и два из них были установлены на первую советскую атомную лодку К-3 проекта 627.
4 июля 1958 г. впервые подводная лодка К-3 дала ход от атомных реакторов. Рождение атомного подводного флота СССР состоялось.

Дальнейшие работы по совершенствованию атомных реакторов привели к созданию реакторов второго поколения, имеющих высокую безопасность, большую мощность и энергетический запас, позволявший осуществлять перезарядку активной зоны всего один раз за всю службу подводной лодки.
Для арктических подводных ракетоносцев была создана ядерная ГЭУ, получившая индекс ОК-700.
В её состав входили ППУ (паропроизводительная установка на двух реакторах ВМ-4-1), ПТУ (паротурбинная установка с двумя турбинами и двумя турбогенераторами), а также другие системы обеспечения и управления ГЭУ.

Более подробно о создании ядерной ГЭУ ОК-700 для арктических подводных ракетоносцев проекта 667Б можно прочитать на специальной странице нашего сайта:
Немного истории создания ядерной главной энергетической установки ОК-700


4. Краткая история разработки атомного подводного ракетоносца проекта 667 и его развитие в проекте 667А
В открытой литературе и интернете существует много информации о том, как разрабатывался проект 667. Наиболее полно, на мой взгляд, эта история освещена в работе А.В. Карпенко и Н.И. Шумкова "Морские комплексы с баллистическими ракетами", размещённой здесь:
Военно-технический сборник БАСТИОН
Ниже я дал некоторые факты, приведённые как в этом, так и в других источниках с личными дополнениями.

Создание жидкостных морских баллистических ракет Р-11ФМ и Р-13 ракетных комплексов подводных лодок Д-1 и Д-2 соответственно, а также их носителей - подводных лодок проектов АВ611, 629 и 658, сопровождалось непрерывной научно-исследовательской и технической работой по разработке более совершенных ракет и подводных лодок для обеспечения подводного старта, увеличения дальности стрельбы и количества ракет на каждом носителе.
Первые два параметра позволяли повысить скрытность плавания подводной лодки и отодвинуть её от районов эффективной противолодочной обороны вероятного противника. Третий параметр (большое количество ракет на подводной лодке) позволял существенно повысить мощность ядерного удара всем боекомплектом лодки.

Поэтому ещё до первого успешного надводного пуска ракеты Р-11ФМ с подводной лодки Б-67, который состоялся 16 сентября 1955 г., ещё в марте 1955 г. в ОКБ-10 НИИ-88 (С.П. Королёва) были развёрнуты работы по подводному старту ракеты Р-11. Этими экспериментальными работами руководил Е.В. Чарнко.
Работы завершились 10 сентября 1960 г. первым успешным подводным пуском жидкостной ракеты С4.7 с подводной лодки Б-67 проекта В611. Работами руководил уже В.П. Макеев, а командиром Б-67 в это время был капитан 2 ранга В.К. Коробов, будущий командующий нащей 11 флпл СФ, Герой Советского Союза.
И уже в марте 1958 г. было принято решение о начале работ по созданию ракеты Р-21 повышенной дальности и с подводным стартом.
Первоначально ракету Р-21 было поручено создать ОКБ-596, главный конструктор М.К. Янгель. Но в середине 1959 года работы по ракете Р-21 были переданы в СКБ-385, главный конструктор В.П. Макеев.
При создании ракеты Р-21 СКБ-385 в основу были положены решения, полученные при создании опытной ракеты С4.7. Ракетному комплексу с ракетой Р-21 был присвоен индекс Д-4.
Заданием от марта 1958 года предписывалось создать ракету Р-21 для перевооружения подводных лодок проектов 629 и 658. При этом исполнителями по модернизации лодок определены те же проектанты, что и основных проектов.
Проект модернизированной дизельной лодки 629 получил обозначение 629А, проектант ЦКБ-16, главный конструктор Н.Н. Исанин.
Проект модернизированной лодки 658 получил обозначение 658М, проектант ЦКБ-18, главный конструктор С.Н. Ковалёв.

Одновременно велись проработки создания твердотопливной ракеты для подводных лодок, которые завершились постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 5 сентября 1958 г. Этим постановлением предписывалось разработать твёрдотопливную морскую ракету "Р" в составе ракетного комплекса Д-6.
Основным исполнителем был определён ЦКБ-7, в будущем КБ "Арсенал", главный конструктор П.А. Тюрин.
Размещение ракетного комплекса Д-6 предусматривалось на модернизированных подводных лодках проектов 629 и 658. При этом исполнителями по модернизации лодок определены те же проектанты, что и основных проектов.
Проект модернизированной дизельной лодки 629 под ракетный комплекс Д-6 получил обозначение 629Д6, проектант ЦКБ-16, главный конструктор Н.Н. Исанин.
Проект модернизированной лодки 658 получил обозначение 658Д6, проектант ЦКБ-18, главный конструктор И.Б. Михайлов.

Создавая новое ракетное оружие и модернизируя существующие подводные лодки, руководство СССР и ВМФ прекрасно понимали, что нужно увеличивать количество ракет на подводной лодке.Тем более, что США к 1958 году уже разместили на своих лодках типа "Джорж Вашингтон" боекомплект из 16 баллистических ракет, т.е. технически задача большого боекомплекса была решаема.

Поэтому в начале 1958 года перед наукой и промышленностью была поставлена задача в короткие сроки создать подводный ракетоносец большого боекомплекта под разрабатываемые ракеты Р-21 СКБ-385, а впоследствии и ракету "Р" комплекса Д-6.
Номер разрабатываемому проекту присвоили 667.
Так появился этот легендарный номер, давший жизнь целому ряду подводных ракетоносцев на десятилетия вперёд и на одном из которых довелось служить и нам.

Решение о разработке атомной подводной лодки проекта 667, вооружённой комплексом Д-4 или Д-6 с увеличенным количеством ракет было принято в декабре 1958 года. Тактико-техническое задание предусматривало установку на подводную лодку проекта 667 ракетных комплексов Д-4 или Д-6 с шестью-восемью ракетами, нового разрабатываемого навигационного комплекса с астронавигационной системой, ядерной ГЭУ мощностью 50 тысяч л.с. и скоростью подводного хода до 25 узлов.
Проектирование подводной лодки на конкурсной основе было поручено трём ведущим КБ-проектантам подводных лодок того периода:
ЦКБ-18, разработчик подводных лодок проектов 613, 611, 615, 617, 651, 658, 659, 675;
ЦКБ-16, разработчик подводных лодок проектов А615, 630, 637, 629;
СКБ-143, разработчик первой атомной подводной лодки проекта 627, серийных проекта 627А и 645.

Начальник и Главный конструктор СКБ-18 П.П. Пустынцев, с 1951 по 1974 год.

Начальник и Главный конструктор СКБ-16 Н.Н. Исанин, с 1949 по 1963 год.

Начальник и Главный конструктор СКБ-143 В.Н. Перегудов, с 1953 по 1958 год.

Каждое из привлечённых к разработке проекта 667 конструкторских бюро к концу 1958 года представило свои разработки, некоторые в нескольких вариантах.
ЦКБ-18 разработало оригинальный проект 667 с различными вариантами размещения пусковых установок ракет Р-21 или "Р" с горизонтальным размещением пусковых установок.
ЦКБ-16 разработало проект 667 на основе уже имеемого проекта 653 с восемью вертикальными пусковыми установками и оригинальный проект 667 с шестью пусковыми установками.
СКБ-143 разработало оригинальный проект 667 с твердотопливными ракетами "Р" комплекса Д-6.

После оценки всех представленных проектов и их вариантов, а также с учётом загрузки конструкторских бюро, в 1959 году было принято решение поручить раработку проекта 667 конструкторскому бюро ЦКБ-18.
Главным конструктором проекта 667 назначен А.С. Кассациер:

К октябрю 1959 г. конструкторский коллектив во главе с А.С. Кассациером представило ВМФ эскизный проект 667 с восемью-двенадцатью ракетами.
Из-за большой длины ракет Р-21 значительные трудности возникли с размещением их на подводной лодке.
Проект включал три варианта размещения.
В первом варианте восемь ракет Р-21 или "Р" размещались в специальном отсеке и ещё двух ракет в поворотном блоке с двумя горизонтальными пусковыми установками. Всего 10 ракет.
Перед пуском поворотный блок устанавливался вертикально. После пуска поворотный блок разворачивался горизонтально и производилась его перезарядка следующими двумя ракетами.
Во втором варианте ракеты размещались в восьми вертикальных шахтах по аналогии с проектами 629 и 658. При этом необходимо было иметь громадное ограждение рубки и шахт. Высота лодки с ограждением достигала 18.6 метров, а длина ограждения 43 метров.
В третьем варианте ракеты и их головные части хранились в отсеках раздельно. Старт должен был производиться из двух вертикальных шахт.
Перед стартом в шахты подавались головные части, затем корпуса, после чего производилась их стыковка и старт.
Третий вариант позволял разместить до 12 ракет на подводной лодке.

Предложенные варианты были отклонены, а работа над проектом 667 продолжена.
В марте 1960 г. был рассмотрен четвёртый вариант эскизного проекта 667, с восемью ракетами. Ракеты попарно размещались в четырёх поворотных блоках вне прочного корпуса перед стартом устанавливались вертикально.
Решение по нему принято положительное и к декабрю 1960 года был завершен технический проект 667.
Однако и он не был реализован и строительство лодок проекта 667 так и не началось. Проект был закрыт, однако его номер продолжал своё победное шествие в подводном кораблестроении.

Причиной закрытия работ по проекту 667 стала реальная перспектива быстрого создания малогабаритных морских ракет - жидкостной Р-27 комплекса Д-5 в СКБ-385 и твердотопливной РТ-15М комплекса Д-7 в ЦКБ-7.
Длина их не должна была превышать 10 метров, а диаметр 1.5 метра. Такие габариты позволяли разместить на подводной лодке 16 баллистических ракет в вертикальных шахтах.

В ЦКБ-18 началась работа над новым проектом, который получил номер 667А и в качестве основы использовал наработки по проекту 667.
Главным конструктором проекта был назначен Сергей Никитич Ковалёв, который на долгие годы стал связан с этим счастливым номером - 667!

Главный конструктор проекта 667А СКБ-18 С.Н. Ковалёв:

В ходе работы над проектом 667А было окончательно принято решение о вооружении лодки ракетным комплексом Д-5 с 16-ю жидкостными ракетами Р-27, навигационным комплексом "Сигма-667" и ядерной ГЭУ, получившая индекс ОК-700.
Всего за два года проект 667А был доведён до рабочего и уже в начале ноября 1964 года в Северодвинске на Севмашпредприятии была заложена первая подводная лодка проекта 667А, тактический номер К-137.
С гордостью отмечаю, что её экипаж оказался связан и с нашей лодкой, К-460 проекта 667Б.
Ведь командиром К-137 был В.Л. Березовский, впоследствии командир 339 обрпл и заместитель командующего 11 флпл СФ. Именно он передал Военно-Морской Флаг нашему командиру при подъёме флага во время строительства.
А командиром нашей лодки стал командир БЧ-3 К-137 Сергеев Владимир Михайлович, с которым прошла вся моя служба на К-460.

Подводная лодка К-137 даже не была ещё выведена из цеха, а ЦКБ-18 под руководством С.Н. Ковалёва уже приступило к разработке нового ракетоносца с ракетным комплексом Д-9 и всеширотным инерциальным навигационным комплексом "Тобол-Б".
Наша наука и промышленность вышла на финишную прямую в создании арктического подводного ракетоносца!


5. Создание арктических подводных ракетоносцев проекта 667Б
В 1965 году, т.е. всего через три года после осмотра Гремихи Н.С. Хрущёвым и всего через год после закладки К-137, головной лодки проекта 667А, было утверждено тактико-техническое задание на атомную подводную лодку проекта 667Б. Проектантом лодки было назначено КБ "Рубин", главный конструктор С.Н. Ковалёв. Главный наблюдающий от ВМФ - капитан 1 ранга М.С. Фадеев.
Заводами строителями серии подводных лодок были назначены Северное машиностроительное предприятие и Амурский судостроительный завод, которые строили подводные лодки проекта 667А.
Брежнев Леонид Ильич не стал рушить решение своего предшественника и создание арктических ракетоносцев стратегического назначения и базы для них продолжалось.
В качестве прототипа проекта 667Б был выбран, как это и планировалось, проект 667А, поэтому работы продвигались быстрыми темпами.
Основные изменения коснулись ракетных отсеков. В связи с бОльшими, чем у одноступенчатой ракеты Р-27 размерами двухступенчатой ракеты Р-29, принято решение на проекте 667Б установить ракетный комплекс Д-9 в составе 12 ракет и возможностью производить залп полным боекомплектом. Такое количество ракет незначительно снижало мощность одного залпа подводной лодки по сравнению с проектом 667АУ, но давало возможность обойтись незначительными изменениями конструкции прототипа. А с учётом универсальности старта ракет боевой потенциал, устойчивость и коэффициент ракетной готовности лодок проекта 667Б существенно выросли по сравнению с проектом 667АУ.

Основной внешней особенностью проекта 667Б явилась высокая ракетная надстройка, за что нас в Гремихе называли "горбылями" подводники с многоцелевых лодок. Встречалось определение "горбатые", даже в эфире бывало.
Корпус, ядерная ГЭУ и основные системы были сохранены с некоторыми улучшениями. Количество отсеков оставлено прежним, десять. Для обеспечения ракетного залпа полным боекомплектом установлена новая система одержания подводной лодки. Улучшены бытовые условия для экипажа, весь экипаж размещался в каютах. Длина лодки по сравнению с проектом 667АУ увеличилась примерно на 10 метров, водоизмещение возросло примерно на 1000 тонн. Скорость надводного хода практически не снизилась, а подводного уменьшилась примерно на 1 узел. Но это было несущественным и в целом обеспечивало хорошую мореходность и управляемость лодки. А двухвальная ядерная ГЭУ была выше всяких похвал и мы не раз говорили ей спасибо при маневрировании в сложных гремиханских условиях.
Для обеспечения всплытия во льдах существенно усилен лёгкий корпус. Как показал последующий опыт арктические лодки проекта 667Б были способны проламывать многометровый паковый лёд!
Навигационный комплекс установлен усовершенствованный, модификации "Тобол-Б" с улучшенной математикой обработки информации, цифровой связи с ракетным комплексом, расширенным количеством средств коррекции места и курсоуказания во всех широтах. Установлены новые системы спутниковой навигации и навигационные гидроакустические системы.
Вместо одной боевой информационной управляющей системы (БИУС) "Туча" на новые подводные лодки устанавливались две - БИУС "Алмаз" и РБУС "Альфа-3". Это позволило разделить решение информационно-навигационных задач, а также управления торпедной стрельбой и решение задач в интересах ракетного комплекса. Вместо перфокарт для ввода информации использовались более современные и удобные средства, а для вывода на бумажные ленты - специальные букво и цифропечатающие устройства, сейчас бы их назвали матричными принтерами.
Существенным изменениям подверглись средства связи, как основа управления. На первых лодках проекта 667Б был установлен автоматизированный комплекс связи "Молния-1", а начиная с пятого корпуса - комплекс космической связи "Цунами-БМ". Эти средства в сочетании с развитым комплектом стационарных, подъёмных и всплывающих антенн обеспечили надёжное доведение сигналов боевого управления и другой информации на лодку в любых условиях.

Проектирование 667Б было завершено к началу 1970-х годов, а уже 30 марта 1970 г. на Севмашпредприятии была заложена головная лодка проекта 667Б заводской №310, тактический номер К-279.
В это же время лодка была зачислена в состав ВМФ и сформирован первый её экипаж, в/ч 42836, командир капитан 1 ранга В.П. Фролов.
В течение года экипаж проходил обучение в 93 Учебном центре ВМФ, г. Палдиски, в декабре 1971 г. прибыл в Северодвинск, принял участие в выводе лодки из цеха и спуске её на воду. В декабре 1972 г. завершила испытания и вступила в строй.
Интересно, что всего через два года наш экипаж, К-460, повторил этот путь, а ведь мы были седьмыми в серии лодок проекта 667Б. Темпы строительства арктических ракетоносцев поражают!

Как и при создании предыдущей морской баллистической ракеты Р-27, морские испытания новой ракеты Р-29 проводились на подводных лодках. Как на специально переоборудованных подводных лодках проекта 701 К-145 и проекта 601 К-118, так и на головной лодке проекта 667Б К-279.
Первый пуск ракеты Р-29, причём из надводного положения на ходу, был выполнен с подводной лодки К-145 проекта 701 25 декабря 1971 г. Всего она выполнила шесть пусков по программе испытаний.
Основные испытательные пуски ракет Р-29 выполнила подводная лодка К-118 проекта 601, всего 13 пусков, причём два из них на полную дальность по акватории Тихого океана.
С подводной лодки К-279 по программе испытаний ракетного комплекса Д-9 штатный экипаж произвел два залповых пуска, двух ракетный и четырёхракетный залпы. Все пуски с подводным стартом, успешные.
Один из таких пусков был снят киностудией Министерства обороны СССР и положен в основу учебного фильма. Он опубликован в Ютубе, ссылка есть на нашем сайте в разделе ВИДЕО.
Кадр из этого фильма. Центральный пост К-279, командир капитан 1 ранга В.П. Фролов.

По результатам испытаний 12 марта 1974 г. ракетный комплекс Д-9 был принят на вооружение подводных лодок проекта 667Б, 701 и 601.

Следующим шагом в создании арктических подводных ракетоносцев были испытания надводных стартов ракет Р-29 с подводной лодки проекта 667Б.
В лёд лодку для испытаний не вводили, испытания провели у пирса.
Основной целью испытаний была оценка возможности несения боевого дежурства в базе и залповой стрельбы вплоть до полного боекомплекта.
Однако эти испытания были и важным этапом в разработке будущих способов стрельбы ракетами в Арктике после проламывания льда.
Для испытаний в губе Порчниха Кольского полуострова был установлен специальный плавучий пирс и оборудованы места для размещения обеспечивающих сил.
Для проведения испытаний надводных стартов была назначена только что построенная подводная лодка К-385 с первым экипажем, четвёртая в серии проекта 667Б. Командир лодки капитан 1 ранга Ю.А. Травкин.
Испытания проводились в два этапа. На первом этапе исследовалась возможность дежурства подводной лодки в базе с выведенной ГЭУ, поддержания назначенной готовности к пуску ракет и выполнения залповой стрельбы полным боекомплектом от береговых источников питания с резервированием от аккумуляторной батареи лодки.
В июне 1974 года был проведён второй этап испытаний под названием "Порыв-1919". В ходе испытаний выполнен пуск одной ракеты, а 12 июня - залповая стрельба двумя ракетами от пирса.
Об этом испытании студией Министерства оброны СССР был снят учебный фильм, ссылка на него есть в разделе ВИДЕО нашего сайта.
Кадры залповой стрельбы, первой ракеты и второй ракеты.

Испытания подтвердили правильность технических, организационных и управленческих решений по применению подводных лодок проекта 667Б в надводном положении, эти способы и методы были немедленно внедрены в практику, а руководство СССР получило в своё распоряжение существенную прибавку в количестве имеемых под рукой морских стратегических ядерных сил.

В дальнейшем арктическая тема перенеслась на некоторое время в штабы высокого уровня, научно-исследовательские учреждения и промышленность.
Тем временем завершалось строительство подводных лодок проекта 667Б на Севмашпредприятии, завод в короткие строки построил серию из десяти наших атомных стратегических подводных ракетоносцев.
Головную лодку К-279 ввели в строй в 1972 году. В следующем, 1973 году, сдали флоту уже четыре лодки - К-447, К-450, К-385 и К-457. А в 1974 году построили и ввели в строй сразу пять подводных лодок проекта 667Б - К-465, К-460, К-472, К-475 и К-171. Чего это стоило заводу, мы видели, хотя и очень поверхностно, а вот что это стоили нам - я изложил в своих воспоминаниях в разделе МЕМУАРЫ.

Когда завершалось строительство наших лодок на СМП, начал сдавать лодки проекта 667Б Амурский судостроительный завод.
В 1974 году завод построил и сдал флоту три лодки - К-366, К-417 и К-477.
В 1975 году была построена одна лодка - К-497, в 1976 году две лодки - К-500 и К-512, в 1977 году - ещё две - К-523 и К-530.
Всего было построено 18 лодок проекта 667Б, из них 10 - на СМП, 8 - на АСЗ.
Мощная сила!

Примерно три года ушло на ввод в первую линию всех подводных лодок проекта 667Б, несение ими боевого дежурства в готовности к стрельбе от пирса, несение боевой службы в различных районах, в том числе с непродолжительным плаванием подо льдом и отработкой тактики подлёдного плавания. Но арктическая тема военной мыслью оттачивалась и готовилась к практической реализации. А сами ракетные подводные лодки были переклассифицированы в рпксн - ракетные подводные крейсера стратегического назначения.

На 1980 год была поставлена задача перейти к непосредственной подготовке лодок 41 дпл к первой стрельбе баллистическими ракетами из приполюсного района.

В феврале-марте 1980 г. рпксн К-457 выполнила боевую боевую службу в высоких широтах с отработкой тактики подлёдного плавания и всплытиями с проламыванием льда.

14-19 мая 1980 г. рпксн К-457 со вторым экипажем, командир Б.А. Попов, старший на борту В.П. Фролов совершил второе арктическое плавание арктический район и выполнил стрельбу двумя ракетами из полыньи из надводного положения в Гренландском море.

В cентябре 1980 г. рпксн К-457 с первым экипажем, командир В.Н. Ефимов, старший на борту В.Б. Яровенко, совершил третий поход в Арктику для исследования возможности всплытия в надводное положение с проламыванием льда и выполнения ракетной стрельбы в квазикоординатах. Задача была выполнена, удалось проломить лёд толщиной 2.5 метра на полюсе. При этом проверена точность выработки навигационных данных стрельбы в приполюсном районе, она была в пределах установленных значений. Этот поход доказал - стрельба ракетами Р-29 из приполюсного района возможна!

Менее чем через год, 24 июня-8 июля 1981 г. рпксн К-447 с первым экипажем, командир Л.Р. Куверский, старший на борту Э.Д. Балтин, совершил поход на Северный полюс, проломил лёд толщиной 2.5 метра, подготовился к стрельбе. 3 июля 1981 г. он выполнил ракетную стрельбу в квазикоординатах двумя практическими ракетами. Обе ракеты поразили цели с заданной точностью, стрельба была успешной.
Известное фото - рпксн К-447 в приполюсном районе после всплытия с проламыванием льда.

Рпксн проекта 667Б стали полноправными арктическими подводными ракетоносцами, а советская школа полярной подводной навигации, начатая подводной лодкой К-3, прочно вошла в практику советских подводников не только по вождению лодок по маршруту, но и выработке навигационных данных стрельбы из любых районов Арктики!
Давние цели по созданию арктических подводных ракетоносцев, которые ставили в далёком 1962 году Н.С. Хрущёв и С.Г. Горшков, были достигнуты менее чем за двадцать лет.


Для возврата на страницу "41 дивизия" нажмите здесь


  © 2005-2024 рпксн К-460 Условия использования | Правовая информация | Авторские права  
Незабудкино
Сделано в nezabudkino.com