Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667Б История одной подводной лодки Советского Союза и России
41 дпл, проект 667Б. ИсторияПодвал сайта

Как разрабатывался проект 667Б, арктического подводного ракетоносца

Как разрабатывался проект 667Б

Краткое изложение фактов и выводов, сделанных на основании информация из интернета и открытой литературы о создании подводных лодок проекта 667Б.
Ссылки на основные источники даны в разделе ССЫЛКИ главного меню сайта.

Разработка проекта 667Б была одним из звеньев непрерывной и эффективной работы по созданию носителей для межконтинетальных морских баллистических ракет, которые создавало Специальное конструкторское бюро №385 (СКБ-385), в 1966 году преобразованное в Конструкторское бюро машиностроения (КБМ), г. Миасс Челябинской области.
После передачи морской ракетной тематики в конструкторское бюро под руководством В.П. Макеева, будущее СКБ-385, уже в 1959 году была создана и принята на вооружение подводных лодок проектов В611 и АВ611 морская баллистическая ракета Р-11ФМ. Ракета была жидкостная, одноступенчатая с надводным стартом в составе ракетного комплекса Д-1.

Уже в ходе первых пусков Р-11ФМ с подводной лодки проекта В611 была выяснена исключительная важность текущих значений навигационных данных стрельбы, роль которых для сухопутной ракеты Р-11, прототипа морской Р-11ФМ, была незначительной - достаточно было однократно определить их значения перед пуском, чтобы обеспечить полёт ракеты по заданной траектории и попадание в цель.
Поэтому навигационное вооружение подводной лодки и организация выработки навигационных данных стрельбы, потребовавшая специального маневрирования, были включены в состав ракетного расчёта, деятельность штурманской боевой части перед и при ракетной стрельбе регламентирована руководящими документами.
Для обеспечения ракетного комплекса Д-1 на подводных лодках проектов В611 и АВ611 использовалось штатное навигационное вооружение подводных лодок проекта 611.

Наряду с работами по доведению ракеты Р-11ФМ в СКБ-385 уже в 1954 году были развернуты проработки по одноступенчатой жидкостной ракете Р-13, которая была создана и принята на вооружение в 1960 году в составе ракетного комплекса Д-2. Ракета имела дальность стрельбы до 600 км и надводный старт.

Для разработки высокоточных навигационных средств и методов подводной навигации, без которых создание ракетных комплексов теряло смысл, специальными постановлениями были определены конструкторские бюро и предприятия, которым поручалась такая разработка. В соответствии с этими документами в конце 1950-х годов в СССР впервые для обеспечения наведения ракет Р-13 был разработан навигационный комплекс "Плутон", обеспечивающий выработку навигационных стрельбы до широты 80 градусов. Головной разработчик - Морской научно-исследовательский институт, МНИИ-1, главный конструктор Э.И. Эллер.
Под ракеты Р-13 были спроектированы дизельные подводные лодки проекта 629 и атомные проекта 658 с тремя ракетами и НК "Плутон".
А разработка навигационных комплексов для подводных лодок отныне стала вопросом государственной важности, разработка ракетных комплексов проводилась в тесной связи с ними.

Относительно малая дальность ракет Р-11ФМ и Р-13, вынуждающая назначать районы патрулирования лодок вблизи побережья вероятного противника с сильной противолодочной системой, настоятельно требовала увеличения дальности морских баллистических ракет и подводного старта для повышения скрытности действий подводных лодок.
Поэтому СКБ-385 в 1955 году, наряду с работами по разработке ракеты Р-13, проработало вопросы подводного старта ракет, а ещё через год вышло с предложениями по созданию одноступенчатой малогабаритной ракеты средней дальности, двухступенчатой баллистической противокорабельной ракеты и двухступенчатой межконтинентальной морской ракеты.
Поддержанные ВМФ предложения завершились разработкой и принятием на вооружение в 1963 году морской балистической ракеты Р-21 с подводным стартом,
одноступенчатой ракеты Р-27, двухступенчатой ракеты Р-27К и двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-29. Годы принятия ракет на вооружение 1963, 1968 и 1974 соответственно (ракета Р-27К на вооружение не принималась).
Для ракет Р-21 в составе ракетного комплекса Д-4 были модернизированы дизельные лодки по проекту 629А и атомные лодки по проекту 658М.
Для ракет Р-27 был разработан проект 667А КБ "Рубин", которое стало главным разработчиком всех советских ракетных лодок стратегического назначения. Уже тогда проекту был дан индекс "А", т.к. его "подпирал" носитель межконтинентальных морских ракет.
Проект 667А был хорош, лодки этого проекта имели по 16 ракет Р-27. Но и эти атомоходы всё ещё вынуждены были ходить в районы у побережья вероятного противника, преодолевая противолодочные рубежи и входя в зоны противолодочной обороны.
На фото - атомная подводная лодка проекта 667А, вооруженная ракетным комплексом Д-5 и навигационным комплексом "Сигма".

Предложения СКБ-385 по двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракете ещё в начале 1960-х годов были доложены советскому руководству, как и то, что боевая устойчивость таких ракетоносцев могла быть обеспечена их действиями в Арктике. Остро встал вопрос создания всеширотного навигационного комплекса, обеспечивающего выработку текущих навигационных данных во всём широтном диапазоне, вплоть до Северного полюса.
Эти предложения были поддержаны и развёрнуты работы по созданию как ракеты, получившей индекс Р-29, так и всеширотного навигационного комплекса. При этом, для обеспечения стрельбы во льдах, где ракетные пуски возможны только из надводного положения, для новой ракеты был возвращён надводный старт. Ракета Р-29 могла запускаться как из подводного, так и надводного положения.
Интересно, что другие страны, прежде всего США, необходимости в ракетных стрельбах из Арктики и тем более с полюса не испытывают, для них эти районы расположены далеко от пунктов базирования. Поэтому все натовские ракетные комплексы стратегического оружия имеют только подводный старт. Это снижает коэффициент ракетной готовности по сравнению с универсальными ракетами, но несколько компенсируется увеличенным количеством патрулирований в подводном положении.
Решение задачи всеширотного плавания, в том числе подо льдом стало возможным и благодаря созданию к тому времени ядерной энергетической установки для подводных лодок.
Для проверки научных и технических решений полярной подводной навигации были спланированы арктические походы на Северный полюс первых атомных подводных лодок проектов 627 и 627А. Помимо задач престижа и проверки ядерной ГЭУ, в этих походах стояли задачи отработки обеспечения навигационными данными стрельбы будущих межконтинентальных ракетных комплексов из районов Арктики.
С этой целью на подводную лодку К-3, первой достигшей Северного полюса, установили два навигационных комплекса - штатный НК "Плутон" и разработанный к этому времени НК "Сила-Н" с ручной обработкой данных.
На фото - старший похода подводной лодки К-3 контр-адмирал А.И. Петелин после прохождения Северного полюса и всплытия в полынье.

На вторую подводную лодку, К-8, которая готовилась к походу на полюс, установили несколько новых дополнительных курсоуказателей с ручной обработкой данных. Из-за аварии ГЭУ лодка на полюс не пошла, но в ходе испытаний был получен ценный материал для дальнейших разработок.
На третью лодку, К-181, которая готовилась к походу на полюс, установили также два навигационных комплекса: штатный "Плутон" и разработанный всеширотный комплекс "Сигма" с автоматической обработкой данных и автоматическим режимом квазикоординат. Поэтому К-181 смогла маневрировать в приполюсном районе без потери курсоуказания и впервые всплыла в точке Северного полюса.

Во всех первых исследовательских походах подводных лодок на полюс принимали участие научные группы военных заказчиков и промышленности. Научную навигационную группу на К-3 возглавил представитель 9 НИИ ВМФ А.В. Федотов, а группу промышленности в походах К-3 и К-181 - главный конструктор навигационных комплексов "Сила-Н" и "Сигма" В.И. Маслевский, ЦНИИ "Электроприбор".
На этом фото штурманская и научная группа подводной лодки К-3 после прохождения Северного полюса и всплытия в полынье. Второй слева - флагманский штурман Северного флота капитан 1 ранга Д.Э. Эрдман. В последнем ряду в центре В.И. Маслевский. Архив ЦНИИ "Электроприбор".

Поход К-3 подтвердил правильность научных и технических решений по высоким широтам и именно эта лодка стала родоначальником советской полярной подводной навигации! И именно этой важностью обеспечения будущих межконтинентальных ракетных комплексов из Арктики объясняется тот факт, что подводная лодка К-3 была заведена в Гремиху после похода, а не в родную Западную Лицу. И становится понятным, почему Н.С. Хрущёв в сопровождении Министра Обороны СССР Р.Я Малиновского и Главнокомандующего ВМФ С.Г. Горшкова прибыл именно в необустроенную тогда ещё Гремиху, где восторженный и расчувствовавшийся вручал звёзды Героев Советского Союза и награды экипажу и научной группе. И становится ясным, почему - Гремиха? К тому времени руководством ВМФ уже было принято решение базировать будущие арктические атомные ракетоносцы в этой удобной по расположению, но суровой по условим гавани. И С.Г. Горшков летом 1962 года показал Н.С. Хрущёву и Р.Я Малиновскому Гремиху, после чего было принято решение о строительство там базы стратегических подводных лодок. А мы стали свидетелями и в какой-то мере участниками этого строительства.
Поход К-181 доказал правильность технических решений по снятию ограничений в маневрировании подводной лодки в приполюсном районе и открыл дорогу обеспечению ракетной стрельбы с полюса.

Но саму дорогу предстояло проложить нам, подводным лодкам 41 дивизии на атомоходах проекта 667Б, вооруженных ракетным комплексом Д-9 и всеширотным инерциальным навигационным комплексом "Тобол-Б". Более подробно о создании ракеты Р-29 и ракетного комплекса Д-9 можно прочитать на специальной странице нашего сайта:

К середине 1960-х годов военным и промышленности в целом стал понятен облик будущего арктического стратегического ракетоносца. К тому времени был создан и первый советский инерциальный всеширотный навигационный комплекс "Тобол-А", ЦНИИ "Дельфин", главный конструктор О.В. Кищенков.
Первый образец НК "Тобол-А" был установлен на подводной лодке К-245 проекта 667АУ 31 дпл 3 флпл СФ в 1971 году, командир пл капитан 2 ранга А.С. Афанасьев, командир БЧ-1 О.Г. Просандеев. Для испытаний НК "Тобол-А" подводная лодка К-245 летом 1972 года совершила поход на экватор, а в октябре того же года - поход на Северный полюс в охранении пла К-438 проекта 671 3 дпл 1 флпл СФ.
По результатам этих походов в 1972 году всеширотный инерциальный навигационный комплекс "Тобол" был принят на вооружение подводных лодок.

В 1965 году, т.е всего через три года после осмотра Гремихи Н.С. Хрущёвым, было утверждено тактико-техническое задание на атомную подводную лодку проекта 667Б. КБ проектантом было назначено КБ "Рубин", главный конструктор С.Н. Ковалёв. Главный наблюдающий от ВМФ - капитан 1 ранга М.С. Фадеев.
Заводами строителями серии подводных лодок были назначены Северное машиностроительное предприятие и Амурский судостроительный завод, которые строили подводные лодки проекта 667А.
Брежнев Леонид Ильич не стал рушить решение своего предшественника и создание арктических ракетоносцев стратегического назначения и базы для них продолжалось.
В качестве прототипа проекта 667Б был выбран, как это и планировалось, проект 667АУ, поэтому работы продвигались быстрыми темпами.
Основные изменения коснулись ракетных отсеков. В связи с бОльшими, чем у одноступенчатой ракеты Р-27 размерами двухступенчатой ракеты Р-29, принято решение на проекте 667Б установить ракетный комплекс Д-9 в составе 12 ракет и возможностью производить залп полным боекомплектом. Такое количество не очень снижало боевой потенциал подводной лодки по сравнению с проектом 667АУ, но давало возможность обойтись незначительными изменениями конструкции прототипа. Основной внешней особенностью проекта 667Б явилась высокая ракетная надстройка, за что нас в Гремихе называли "горбылями" подводники с многоцелевых лодок. Встречалось определение "горбатые", даже в эфире бывало.
Корпус, ядерная ГЭУ и основные системы были сохранены с некоторыми улучшениями. Количество отсеков оставлено прежним, десять. Для обеспечения ракетного залпа полным боекомплектом установлена новая система одержания подводной лодки. Улучшены бытовые условия для экипажа, весь экипаж размещался в каютах. Длина лодки по сравнению с проектом 667АУ увеличилась примерно на 10 метров, водоизмещение возросло примерно на 1000 тонн. Скорость надводного хода практически не снизилась, а подводного уменьшилась примерно на 1 узел. Но это было несущественным и в целом обеспечивало хорошую мореходность и управляемость лодки. А двухвальная ядерная ГЭУ была выше всяких похвал и мы не раз говорили ей спасибо при маневрировании в сложных гремиханских условиях.
Для обеспечения всплытия во льдах существенно усилен лёгкий корпус. Как показал последующий опыт арктические лодки проекта 667Б были способны проламывать многометровый паковый лёд!
Навигационный комплекс установлен усовершенствованный, модификации "Тобол-Б" с улучшенной математикой обработки информации, цифровой связи с ракетным комплексом, расширенным количеством средств коррекции места и курсоуказания во всех широтах. Установлены новые системы спутниковой навигации и навигационные гидроакустические системы.
Вместо одной боевой информационной управляющей системы (БИУС) "Туча" на новые подводные лодки устанавливались две - БИУС "Алмаз" и РБУС "Альфа-3". Это позволило разделить решение информационно-навигационных задач, а также управления торпедной стрельбой и решение задач в интересах ракетного комплекса. Вместо перфокарт для ввода информации использовались более современные и удобные средства, а для вывода на бумажные ленты - специальные букво и цифропечатающие устройства, сейчас бы их назвали матричными принтерами.
Существенным изменениям подверглись средства связи, как основа управления. На первых лодках проекта 667Б был установлен автоматизированный комплекс связи "Молния-1", а начиная с пятого корпуса - комплекс космической связи "Цунами-БМ". Эти средства в сочетании с развитым комплектом стационарных, подъёмных и всплывающих антенн обеспечили надёжное доведение сигналов боевого управления и другой информации на лодку в любых условиях.

Проектирование 667Б было завершено к началу 1970-х годов, а уже 30 марта 1970 г. на Севмашпредприятии была заложена головная лодка проекта 667Б заводской №310, тактический номер К-279.
В это же время лодка была зачислена в состав ВМФ и сформирован первый её экипаж, в/ч 42836, командир капитан 1 ранга В.П. Фролов.
В течение года экипаж проходил обучение в 93 Учебном центре ВМФ, г. Палдиски, в декабре 1971 г. прибыл в Северодвинск, принял участие в выводе лодки из цеха и спуске её на воду. В декабре 1972 г. завершила испытания и вступила в строй.
Интересно, что всего через два года наш экипаж, К-460, повторил этот путь, а ведь мы были седьмыми в серии лодок проекта 667Б. Темпы строительства арктических ракетоносцев поражают!

Как и при создании предыдущей морской баллистической ракеты Р-27, морские испытания новой ракеты Р-29 проводились на подводных лодках. Как на специально переоборудованных подводных лодках проекта 701 К-145 и проекта 601 К-118, так и на головной лодке проекта 667Б К-279.
Первый пуск ракеты Р-29, причём из надводного положения на ходу, был выполнен с подводной лодки К-145 проекта 701 25 декабря 1971 г. Всего она выполнила шесть пусков по программе испытаний.
Основные испытательные пуски ракет Р-29 выполнила подводная лодка К-118 проекта 601, всего 13 пусков, причём два из них на полную дальность по акватории Тихого океана.
С подводной лодки К-279 по программе испытаний ракетного комплекса Д-9 штатный экипаж произвел два залповых пуска, двух ракетный и четырёхракетный залпы. Все пуски с подводным стартом, успешные.
Один из таких пусков был снят киностудией Министерства обороны СССР и положен в основу учебного фильма. Он опубликован в Ютубе, ссылка есть на нашем сайте в разделе ВИДЕО.
Кадр из этого фильма. Центральный пост К-279, командир капитан 1 ранга В.П. Фролов.

По результатам испытаний 12 марта 1974 г. ракетный комплекс Д-9 был принят на вооружение подводных лодок проекта 667Б, 701 и 601.

Следующим шагом в создании арктических подводных ракетоносцев были испытания надводных стартов ракет Р-29 с подводной лодки проекта 667Б. В лёд лодку для испытаний не вводили, испытания провели у пирса. Для этого в губе Порчниха Кольского полуострова был установлен специальный плавучий пирс и оборудованы места для размещения обеспечивающих сил. Основной целью испытаний была оценка возможности несения боевого дежурства в базе и залповой стрельбы вплоть до полного боекомплекта, но эта цель предусматривала и будущее применение ракетного оружия после всплытия во льдах Арктики.
Для проведения испытаний надводных стартов была назначена только что построенная подводная лодка К-385 с первым экипажем, четвёртая в серии проекта 667Б. Командир лодки капитан 1 ранга Ю.А. Травкин.
Испытания проводились в два этапа. На первом этапе исследовалась возможность дежурства подводной лодки в базе с выведенной ГЭУ, поддержания назначенной готовности к пуску ракет и выполнения залповой стрельбы полным боекомплектом от береговых источников питания с резервированием от аккумуляторной батареи лодки.
В июне 1974 года был проведён второй этап испытаний под названием "Порыв-1919". В ходе испытаний выполнен пуск одной ракеты, а 12 июня - залповая стрельба двумя ракетами от пирса.
Об этом испытании студией Министерства оброны СССР был снят учебный фильм, ссылка на него есть в разделе ВИДЕО нашего сайта.
Кадры залповой стрельбы, первой ракеты и второй ракеты.

Испытания подтвердили правильность технических, организационных и управленческих решений по применению подводных лодок проекта 667Б в надводном положении, эти способы и методы были немедленно внедрены в практику, а руководство СССР получило в своё распоряжение существенную прибавку в количестве имеемых под рукой морских стратегических ядерных сил.

В дальнейшем арктическая тема перенеслась на некоторое время в штабы высокого уровня, научно-исследовательские учреждения и промышленность.
Тем временем завершалось строительство подводных лодок проекта 667Б на Севмашпредприятии, завод в короткие строки построил серию из десяти наших атомных стратегических подводных ракетоносцев.
Головную лодку К-279 ввели в строй в 1972 году. В следующем, 1973 году, сдали флоту уже четыре лодки - К-447, К-450, К-385 и К-457. А в 1974 году построили и ввели в строй сразу пять подводных лодок проекта 667Б - К-465, К-460, К-472, К-475 и К-171. Чего это стоило заводу, мы видели, хотя и очень поверхностно, а вот что это стоили нам - я изложил в своих воспоминаниях в разделе МЕМУАРЫ.

Когда завершалось строительство наших лодок на СМП, начал сдавать лодки проекта 667Б Амурский судостроительный завод.
В 1974 году завод построил и сдал флоту три лодки - К-366, К-417 и К-477.
В 1975 году была построена одна лодка - К-497, в 1976 году две лодки - К-500 и К-512, в 1977 году - ещё две - К-523 и К-530.
Всего было построено 18 лодок проекта 667Б, из них 10 - на СМП, 8 - на АСЗ.
Мощная сила!

Примерно три года ушло на ввод в первую линию всех подводных лодок проекта 667Б, несение ими боевого дежурства в готовности к стрельбе от пирса, несение боевой службы в различных районах, в том числе с непродолжительным плаванием подо льдом и отработкой тактики подлёдного плавания. Но арктическая тема военной мыслью оттачивалась и готовилась к практической реализации. А сами ракетные подводные лодки были переклассифицированы в рпксн - ракетные подводные крейсера стратегического назначения.
На 1980 год была поставлена задача перейти к непосредственной подготовке лодок 41 дпл к первой стрельбе баллистическими ракетами из приполюсного района.

14-19 мая 1980 г. рпксн К-457 со вторым экипажем, командир Б.А. Попов, старший на борту В.П. Фролов совершил первое проламывание льда в Гренландском море и выполнил стрельбу двумя ракетами из полыньи из надводного положения.
В cентябре 1980 г. рпксн К-457 с первым экипажем, командир В.Н. Ефимов, старший на борту В.Б. Яровенко, совершил поход на Северный полюс для исследования возможности всплытия в надводное положение с проламыванием льда и выполнения ракетной стрельбы в квазикоординатах. Задача была выполнена, удалось проломить лёд толщиной 2.5 метра на полюсе. При этом проверена точность выработки навигационных данных стрельбы в приполюсном районе, она была в пределах установленных значений. Этот поход доказал - стрельба ракетами Р-29 из приполюсного района возможна!

Менее чем через год, 24 июня-8 июля 1981 г. рпксн К-447 с первым экипажем, командир Л.Р. Куверский, старший на борту Э.Д. Балтин, совершил поход на Северный полюс, проломил лёд толщиной 2.5 метра, подготовился к стрельбе. 3 июля 1981 г. он выполнил ракетную стрельбу в квазикоординатах двумя практическими ракетами. Обе ракеты поразили цели с заданной точностью, стрельба была успешной.
Известное фото - рпксн К-447 в приполюсном районе после всплытия с проламыванием льда.

Рпксн проекта 667Б стали полноправными арктическими подводными ракетоносцами, а советская школа полярной подводной навигации, начатая подводной лодкой К-3, прочно вошла в практику советских подводников не только по вождению лодок по маршруту, но и выработке навигационных данных стрельбы из любых районов Арктики!
Давние цели по созданию арктических подводных ракетоносцев, которые ставили в далёком 1962 году Н.С. Хрущёв и С.Г. Горшков, были достигнуты менее чем за двадцать лет.


  © 2005-2017 рпксн К-460 Условия использования | Правовая информация | Авторские права  
Незабудкино
Сделано в nezabudkino.com